Найти в Дзене
Музей Оранэлы

Первая отечественная электричка

Летом этого года многие издания написали о важном для нас юбилее – 90-летии первой отечественной электрички (пригородного электропоезда). В самом деле, 29 августа 1929 года началось движение электропоездов серии С на линии Москва — Мытищи.

Однако еще два проекта можно считать первыми отечественными электричками.

Трамвай Оранэлы (переделан из Рижского трамвая), известен как «МС-Ф». Длина 8,9 м, напряжение 500-600 вольт
Трамвай Оранэлы (переделан из Рижского трамвая), известен как «МС-Ф». Длина 8,9 м, напряжение 500-600 вольт

В нашем музее мы говорим о том, что именно Оранэла была первой русской электричкой. Причем само слово «Электричка» впервые появляется в газетной хронике по случаю торжественной закладки Ораниенбаумской электрической железной дороги 13 июня 1913 года. Это факт, который установил главный исследователь истории Оранэлы – Николай Николаевич Гольцов. Сам ли корреспондент придумал это слово или услышал его на презентации от кого-то из организаторов – мы уже никогда не узнаем. Но все логично: Ярославская дорога – Ярославка, Владимирская дорога – Владимирка, Железная дорога – «железка» или «чугунка», электрическая дорога – «электричка».

То, что успели запустить в январе 1916 года вряд ли можно назвать «электричкой». Вместо 15-метровых вагонов по спецзаказу, по Оранэле пошли 9-метровые трамвайные вагоны, переделанные из рижских. Напряжение в контактной сети было «трамвайным» - 500 вольт (как, кстати, и сегодня). Ораниенбаумская линия несмотря на название, была практически городской. Ее длина не превышала 5 километров – от Нарвских ворот до Путиловского завода и Княжева (современное Автово), затем перед самой революцией 1917 года ее удлинили еще на 3 километра – до т.н. Привала (совр. Проспект маршала Жукова). Единственный признак пригородной «электрички» у Оранэлы образца 1917 года - полноценное двухпутное железнодорожное полотно, отделенное на всем протяжении от проезжей части. Позже это позволило в трудные времена по путям Оранэлы пускать паровозы!

Заброшенную Оранэлу перезапустили при Советской власти 1 мая 1920 года уже как Ораниенбаумскую электрическую линию Северо-Западных железных дорог. Трамваи Оранэлы пошли в Стрельну, то есть она уже точно была

  1. пригородной
  2. электрической
  3. железной дорогой

Но по ней ходили все те же переделанные рижские трамваи.

Практически готовый к 1917 году участок от Стрельны до Ораниенбаума был разобран и вместе с подготовленным оборудованием австрийской фирмы «Элин» отправился в Баку, где в 1926 году открылась линия Баку — Сабунчи — Сураханы.

Вагоны электропоезда для Баку, выпущенные Мытищинским заводом на основе оборудования фирмы «Элин», приобретенного для Оранэлы. Напряжение — 1200 В.
Вагоны электропоезда для Баку, выпущенные Мытищинским заводом на основе оборудования фирмы «Элин», приобретенного для Оранэлы. Напряжение — 1200 В.

Вагоны для нее были изготовлены на Мытищинском заводе и уже были больше похожи на «электрички». Вагоны – более вместительные, хотя еще похожие на трамвайные, напряжение в сети – 1200 вольт, как это предусматривалось проектом Оранэлы. Поэтому и эту линию можно считать первой отечественной электричкой.

А вот в 1929 году уже запустили современные электропоезда по линии Москва – Мытищи. Длина выпущенных для нее вагонов серии «С» была как и сейчас – 20 метров, а напряжение в сети 1500 вольт постоянного тока (сегодня – 3000 вольт).

Вагон серии «С», длина — 20 м, напряжение — 1500 В. Источник: Википедия
Вагон серии «С», длина — 20 м, напряжение — 1500 В. Источник: Википедия

Так что какой день рождения нашей электрички отмечать – выбирайте сами.

Мы в нашем Музее Оранэлы отмечаем все три. А заодно и январь 1933 года, когда началось движение пригородных электропоездов в Ленинградском железнодорожном узле, с Балтийского вокзала.