Найти в Дзене
О праве по-русски

Реформа ОСАГО - опять не сделают самого главного. Анализирую законопроект

Оглавление
Стиль вождения, он у кого? У водителя или у автомобиля? Иногда мне кажется, что наши законодатели считают, что у автомобиля.

Министерство финансов подготовит отдельный законопроект, в котором предложит существенные изменения в ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Когда читаю про очередную реформу ОСАГО, каждый раз удивляюсь. Какой смысл вносить изменения в регулирование, которое изначально неправильно было выстроено.

Что не так?

Закон именует этот вид обязательного страхования "страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

На практике страхование привязано не к личности водителя, а к конкретному автомобилю.

Поясню. У меня есть автомобиль, я включен в полис ОСАГО. Все отлично. Но вдруг мне понадобилось сесть за руль другого автомобиля... И всё. Я управляю транспортным средством без "страховки".

Так чью ответственность всё-таки логичнее страховать? Водителя или автомобиля? У автомобиля вроде бы как нет собственного стиля вождения, навыков и умений.

Считаю, что страхование должно быть "привязано" к личности водителя. Это решит множество проблем, в том числе и с безопасностью движения.

Сейчас может происходить так. Муж ежегодно включает в полис свою жену, которая за рулем сидела последний раз 10 лет назад в автошколе. Но формально её водительский стаж 10 лет.

Если бы страхование было привязано не к автомобилю, то вряд ли семья тратила деньги на отдельный полис для супруги, которая за руль даже не садится. А когда она решит водить машину, то её стаж по базе страховщиков будет - ноль лет - то есть реальный срок, который отражает уровень водительских навыков.

Что предлагает Минфин?

Ну, во-первых, добровольную "телематику".

Чтобы снизить тариф, водитель может установить в автомобиле телематическое устройство, которое будет фиксировать особенности стиля его вождения, начиная от резкости торможения и заканчивая частотой и интенсивностью использования автомобиля.

При этом это вновь не будет объективным показателем. Потому что если в полис вписаны оба супруга, а по факту автомобиль эксплуатирует только один, то данные телематики будут соотнесены с обоими.

Однозначный положительный момент вижу в отмене привязки стоимости полиса к определенной территории (отменить территориальные коэффициенты планируют уже с 1 января 2020 года) и к мощности автомобиля (этот коэффициент перестанет действовать к 1 октября 2020 года).

Эти изменения полностью вписываются в мое видение особенностей автогражданской ответственности - тариф должен зависеть от того, кто за рулем, а не от того, живет ли он в городе или в сельской местности.

Также планируется повысить до двух миллионов рублей предельную сумму выплат за вред, причиненный жизни и здоровью. Сейчас она составляет 500 тысяч.

Что страховщики получат взамен?

Возможность отклоняться от базового тарифа на 40%. Сам базовый тариф скорее всего тоже будет повышен.

В итоге предлагаемые изменения вряд ли хоть как-то качественно улучшат рассматриваемые отношения.

В улучшение качества вождения мне не верится, дешевле услуги страховщиков тоже не станет. По прогнозам участников рынка в среднем стоимость страхового полиса увеличится на 25%.

Я готов платить больше, но должен понимать за что. Пока не понимаю.

Все использованные в статье изображения распространяются по свободной лицензии.

Поставьте, пожалуйста, палец вверх, если статья была полезна.
Канал "О праве по-русски" ищет постоянных читателей. Подпишитесь, если хотите видеть на своем экране серьезные юридические тексты, написанные простым языком