Найти тему

Инсульт. Восстановление речи. Постановка звуков. Урок 9 - Буква С и обозначаемые ею звуки.

Тема: Буква С и обозначаемые ею звуки.

Цели:

1.Познакомить с произношением согласного звука с в твёрдой и мягкой позиции .

2. Познакомить с буквой с.

3. Совершенствовать навык устной и письменной речи.

Ход урока:

I.Дыхательная гимнастика: упражнения из урока 4..

II.Артикуляционная гимнастика:

1. «Улыбка-трубочка». Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

2. «Лопаточка». Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.

3.«Забить гол». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватный шарик на противоположный край стола.

4. «Горка». Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.

5. Чистим зубки. Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

6 «Накажем непослушный язычок». Упражнение «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

III.Повторение пройденного:

1.Чтение букв:

А О У И Б П М Н Л

Внимание! Буквы можно читать по таблице, можно распечатать их отдельным шрифтом, а можно найти их и прочитать в алфавите.

2. Чтение слогов по таблице:

МА МО МУ МИ БА БО БУ БИ ПА ПО ПУ ПИ НА НО НУ НИ ЛА ЛО ЛУ ЛИ АМ ОМ УМ ИМ АБ ОБ УБ ИБ АП ОП УП ИП АН ОН УН ИН АЛ ОЛ УЛ ИЛ

3.Запись изученных слогов под диктовку:

Ба бо бу би аб об уб иб па по пу пи ап оп уп ип

IV.Знакомство с новыми звуками:

1.Кончик языка зажимаем между зубами и дуем – звук с. Обычно произношение этого звука не вызывает сложностей.

2. Чтение слогов с буквой с

СА СО СУ СИ АС ИС УС ОС

3.Чтение слов: сначала читаем, потом просто проговариваем без текста:

Внимание! Объём произносимых звуков увеличивается. А вместе с ним и возможность произносимых слов, но комбинировать звуки в слова самостоятельно больной, скорее всего не сможет, поэтому большую роль играет простое запоминание слов, а так же соотнесение их с реальными предметами.

СЛОН САЛОН САЛО ОСА СИЛА СУП САМ СИП СОН БАС МУСС НОС ЛИСА СОМ

4.Закончить предложение, вставив нужные слова:

- Где баобабы вышли на склон, жил на поляне розовый … (слон)

- На обед мы ели … (суп)

- У малыша крепкий … (сон)

- Хитрый рыжий хищник – это …. (лиса)

- На лице выше рта расположен … (нос)

Внимание! Если с первого раза обучаемый не поймёт смысла упражнения и сможет сам вставить слова, то нужно ему помочь, подсказав или задав наводящие вопросы. В дальнейшем он научится.

5.Чтение предложений и ответы на вопросы:

У сома усы. И у лисы усы.

- Что есть у сома? У кого ещё усы? Внимание! Ответы продолжают быть односложными.

6.Письмо букв и слогов:

Прописать строчные и заглавные буквы с. Запись под диктовку слогов:

Са со су си ас ос ус ис

Внимание! С этого урока следует постоянно по мере возможности стимулировать человека называть окружающие предметы. Например, если во время обеда едят суп, то обязательно спросить, что он ест. То же самое делать с другими словами, содержащими изученные звуки – стимулировать к речи в зависимости от ситуации. Если вдруг случится так. Что в слове встретятся незнакомые звуки, то переживать по этому поводу не стоит. Если обучаемый их сможет произнести, то хорошо, если нет, то познакомится с ними позже. Главное, чтобы он преодолел барьер и стремился нарабатывать автоматизм.

Итог:

Повторить все пройденные буквы.

Предыдущий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5dc9487f23b893073e44ad72/edit

Следующий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5dcbc99577c1617acad08dc3/edit

Видео урок можно посмотреть по ссылке: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/publications?videoEditorPublicationId=653eb5ee476b966948762342

Уважаемые пользователи. Если материал был вам полезен поставьте лайк. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.