Первый раз о том, что господряды будут предоставляться по конкурсу, услышала на совещании в начале 2000-х. Известный депутат Государственной Думы привел с собой двух милых женщин и они в течение часа взахлеб рассказывали, как теперь в стране благодаря новому закону забудут о коррупции...
Не все присутствующие в зале понимали о чем идет речь, но слушали внимательно. Когда заговорили о Штатах, где подобная практика давно в ходу, по рядам пронеслось оживление. Видимо, народ подумал, что сейчас всех участников совещания дружно отправят в командировку изучать зарубежный опыт…
Консерватор по характеру, я, пожалуй, единственная из всех, оказалась не в восторге от грядущих перемен. И по окончании мероприятия тут же кинулась задавать вопросы. Один из чиновников, узнав о моём беспокойстве, с задумчивым видом поинтересовался:
- У тебя во дворе дворник хорошо убирает?
И не дожидаясь ответа, выпалил:
- Значит, будет убирать еще лучше! Ведь это так здорово, когда тебе дышат в затылок!
- Ну не знаю, - протянула я озабоченно, - а вдруг у него зубы нечищеные?
Чиновник посмотрел и как-то странно хмыкнул...
***
Как и следовало ожидать, первыми «под раздачу» попали коммунальщики.
Неожиданно выяснилось, что за чистоту подъездов дома, где проживала, двора, и вывоз мусора после проведённого конкурса отвечает новая фирма.
Всезнающие бабки у подъезда доложили, что компанию привёл новый глава управы и она на торгах цену снизила, потому и вышла в победители. Результат снижения жильцы ощутили сразу. Практически сразу с мусорной площадки исчезли два контейнера. Наиболее активные стали возмущаться и организовали инициативную группу по возврату "мусорного контейнера".
Однако в районной управе общественность не поняли.
- Подрядчик пришел очень грамотный, - со знанием дела вещал молодой глава, - все просчитал и получилось, что на ваши две пятиэтажки полагается половина мусорного контейнера! Скажите спасибо, что один остался!
Активисты попытались доказывать, что мусор на площадку также приносят жители близлежащих высоток и предложили пройтись с ними на место.
Но у главы, как оказалось, имелся железный аргумент:
- У меня много работы и ходить по району просто так времени не имеется. А что же до жителей указанного вами дома, то у них имеется мусоропровод!
В качестве последнего аргумента общественники показали фотографии мусорных навалов и пригрозили пожаловаться в вышестоящие организации. Глава очень рассердился и велел всем немедленно очистить помещение…
Результатом столь неконструктивной беседы стало послание за подписью жильцов, которое было вручено на одном из совещаний в мэрии префекту округа. Тогда городские чиновники ещё были доступны и к ним порой удавалось обратиться напрямую. Мусорные баки в течение дня вернулись на место и все с облегчением вдохнули. Порядок был восстановлен. Фирме пришлось заплатить штраф за плохую уборку территории, а молодой глава управы, если верить всё тем же бабкам, получил выговор.
Что было дальше, не знаю. Я переехала в другой район и ситуация с мусором в старом дворе меня уже не волновала. Чего нельзя сказать о конкурсах в целом.
***
Ибо вскоре нашей фирме пришлось стать активным участников торгов. В начале 2000- тысячных это направление только начинало развиваться и никто, в том числе и сами заказчики, не особо представляли, как это должно проводиться грамотно. Что же тогда говорить об участниках, которые вообще ничего не знали? Словом, провожая на важное мероприятие, шеф напутствовал:
- Наверняка по телевизору видела, как проходит аукцион Сотбис! Вот и тут тоже самое, только думать надо о том, что от получения этого подряда зависит твоя зарплата!..
Шефу легко говорить, тоскливо подумалось мне, не он же будет сейчас представлять интересы фирмы... И вздохнув, я отправилась в указанное место...
***
При регистрации мне дали табличку с № 1. Конкуренту, звали её Екатерина и мы с ней до этого дня мирно сосуществовали в одном пространстве и даже порой забегали друг к другу в офис испить кофейку, присвоили № 2.
Главный аукционист Владимир Юрьевич с выражением зачитал номер конкурса, название лота, объявил участников и торги начались.
- Цена лота один миллион восемьсот тысяч. Шаг первый… - промолвил он, упиваясь своей значимостью и величественно посмотрел по сторонам.
Помня указания шефа, я поспешно подняла табличку. Фирма-конкурент, бросив косой взгляд в мою сторону, поступила точно также.
- Шаг второй! - продолжил Юрьевич.
- Шаг третий!..
От ужаса в моих висках забилась кровь и я плохо что соображала. Единственно, на что меня хватало, так только послушно поднимать табличку. Но вскоре немного полегчало, ибо заметила, что № 2 повторяет мои действия и вступает в бой лишь после меня. И тут моя душа наполнилась радостью... Значит и я на что-то способна!
И тут мой взор случайно упал на ворону, которая неожиданно появилась за окном. Птица важно расхаживала по подоконнику и весело поглядывала по сторонам блестящими глазенками. Я так увлеклась разглядыванием пернатой, что обо всем забыла в том числе и о том, что должна производить манипуляции с табличкой.
Второй участник, заметив, что я не произвожу никаких действий, так же спокойно уселся и сложил руки на коленях. В реальность вернул голос Владимира Юрьевича. Он громко объявил:
- Торги закончились. Победитель участник под номером 1, предложивший цену последним.
Далее прозвучала дежурная фраза о том, когда будут официально объявлены результаты торгов. После чего комиссия резко вскочила и во главе с Владимиром Юрьевичем двинулась к выходу.
Ворона также упорхнула. А разъяренная участник под номером 2 предстала предо мной:
- Я буду с вами судиться, - гневно кричала она, размахивая табличкой.
- Лучше подай на ворону, - буркнула я обиженно. Больше мы с Екатериной никогда не общались и кофе не пили...