.
Спросили у меня, кого я любил больше Людмилу Станиславовну , или Маргариту? Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что это была совершенно разная природа любви. Любовь к Л. С. - любовь поэтическая, любовь к образу, любовь платоническая, (как любовь к Музе, или к Прекрасной Даме), а любовь к Маргарите - была чувственной , совсем не платонической любовью. К Л. С. я относился как к Прекрасной Даме, или к Музе, к Музам не касаются. А любовь к Маргарите была любовью к прекрасной женщине , которая была создана для меня, для наших взаимных касаний. Л. С. я писал стихи, а Маргарите не писал, (я ей больше пел песни), за то я написал мои воспоминания о ней, спустя десять лет, хотя, на самом деле я обращал внимание на то что они похожи. Обе женственные, мягкие, гипнотизирующе ласковые, обе архаичные. Не встретишь в наши дни таких. Мне кажется, Маргарита была расчетливее, авантюрнее, хитрее по складу, но в то же время душевнее, добрее, а Л. С. была скорее наивнее , мягче, в то же время сдержаннее, но и она была добра по складу. Маргарита была опаснее Л. С. в понимании, в каком ее красота таила опасность, она была немножко роковой. А говоря о Л. С. скорее любовь к Л. С. для меня была опасностью, но сама Л. С. опасной не была, (скорее я был опасным а, возможно, и отчасти роковым мужчиной для нее, хотя, думаю, вряд ли.)
Маргарита была сложнее, хотя не глубже Л. С как личность, Л. С. была в чем- то проще, (неискушеннее, как говорят.) Однако, на самом деле, спустя годы, обоих я воспринимаю как сестер, и любил я их, обоих, просто разной любовью. В. Людмиле Станиславовне было больше ангельского, а в Маргарите было больше от античной богини. В Л. С. была чистота, но ее чистота - как чистота родника, из которого не пьет никто кроме лесного оленя из детской сказки (если позволить себе такое сравнение.) Говоря же о Маргарите - у нее, конечно, было (как мне кажется) намного больше мужчин, она была более опытная. В ней не было такой девственной чистоты, за то в ней было какое то целомудрие на уровне касания, поцелуя, слова. Ее целомудрие - это не родник из которого никто не пьет кроме оленя из сказки (как в случае с Л. С), а скорее озеро с таинственными источниками в глубине, и с такими же таинственными цветами на противоположном берегу. В Л. С было больше чего- то святого, а в Маргарите , чего-то , божественного. Маргарита была, прежде всего, женщиной.
И женщиной, очень красивой.
Как каждая красивая женщина она любила деньги и подарки, хотя, никогда не ставила это на первое место, и любила бы меня и нищего, и больного, если бы не уехала на свою Родину. Не пишу о том, что ее невозможно было бы подкупить. Просто мне было бы неудобно на нее не тратиться, в виду того, что Маргарита была немножко роскошной, или даже шикарной. Что такое шикарная женщина? Например, актриса Анастасия Вертинская красивая, но не шикарная, а просто мистическая, назвать ее шикарной не повернулся бы язык. Не думаю, что и Ксения Собчак шикарная, скорее она больше любит такой казаться. Ксения Собчак эксцентричная, я бы даже признал что яркая, неординарная, (хотя не всегда адекватная) но не шикарная, как не шикарна и например, и балерина Анастасия Волочкова.
Обе они яркие но не шикарные в моем понимании.
За то, , Маша Распутина – (может быть, и вряд ли богатая внутренним миром), тем не менее шикарна, говоря о ее молодости, что у нее не отнимешь. Шикарность у нее не деланная, хотя не отнимешь и ее вульгарности. В данном ключе, я просто пишу о природе женщины, и не касаюсь ничего политического, приводя примеры имен наиболее известных, которые бы понял каждый даже самый не читающий на свете человек.
В каком смысле можно быть шикарной?
Например, если Л. С. обвешать золотом с ног до головы, (нашелся бы у нее такой богатый кавалер который бы ее обвешал золотом и драгоценностями с головы до ног) , на ней бы не смотрелось все это золото, казалось бы даже лишним, за то ее бы больше украсили полевые ромашки, в которых бы она выглядела романтичной, а не смешной.
Ее можно такой представить.
А на Маргарите как раз смотрелось бы лучше золото, или, какие-нибудь, роскошные платья. На Маргарите бы не смотрелись ромашки полевые, но за то ее лучше бы украсили экзотичные, южные цветы , хотя, не сказал бы что яркие (на ней бы смотрелись не розы, и тюльпаны, а , какие-нибудь экзотичные , даже чуть декадентские лилии.)
Впрочем, не стал бы заходить далеко.
Все таки, эпитет "шикарная" не мое слово, (слово не из моего ни жизненного, ни поэтического словаря ), просто, говоря о Маргарите не смог найти более точного слова. В конце концов и проститутка может быть шикарной, какая-нибудь простите, шлюха, криминальная леди, или тайная любовница какого-нибудь провинциального губернатора, или босса .Это слово слишком обросшее дополнительными коннотациями и вторичными означающими.
Но Маргарита была шикарной иначе.
В первозданном, и стихийном смысле. Например, на каждой шикарной женщине смотрелось бы золото, драгоценности, и роскошные камни, но не на каждой смотрелись бы лилии, как не на каждой даже красивой молодой крестьянке, смотрелись бы полевые цветы, которые смотрелись на Людмиле Станислововне. На Маргарите же смотрелись бы лилии, хотя я никогда не украшал ее лилиями, (скорее, почему-то представлял ее в лилиях.)
Однако, именно лилии я ей и дарил.
Маргарите я дарил лилии, (которые стоили сумасшедшие деньги) , еще и потому что деньги на лилии у меня находились, (в ту пору я много работал, и неплохо зарабатывал ), за то денег на золото не было. Однако, я ей не писал стихов , кроме одного, а точнее, двух стихотворений которые я не могу воспроизвести в виду слишком личного, даже, я бы сказал, интимного характера, а Л. С. я писал стихи, но за то я не дарил ей цветов.
К каждой женщине свой подход.
Ни то что бы я написал два стихотворения Маргарите откровенные. Чувственно- откровенных стихов я не пишу никогда. Просто эти стихи были больше личные, чем относящиеся к тому, что я бы опубликовал,(более личные, чем то что я обычно пишу). Иными словами, эта любовь не раскручивала меня как поэта, за то я больше воплотил себя как мужчина с Маргаритой. Говоря, же об Л. С. я больше себя воплотил как поэт.
Однако, я не воплотил себя как мужчина с ней.
Наверное, и этому я мог бы найти свое объяснение. Стихи пишешь той, с которой не достает отношений, о которой скорее мечтаешь, (или вспоминаешь), вот я и писал стихи Л. С Говоря же о Маргарите, Маргарита тянула больше на роман, чем на стихи, это во первых, а во вторых, у нас были отношения, в которых и без стихов была поэзия.
Наконец, обе были меня старше по разному.
Л. С была меня старше на семнадцать лет, а Маргарита на двадцать один год . Почему эти две женщины оказались старшими? Пожалуй, не знаю… Одна из причин состоит в том, что мое чувство образа реализует себя лучше всего в отношении к зрелой женщине (хотя, молодых девушек я тоже любил) просто я не реализовал себя как мужчина с молодыми так хорошо, как со зрелыми, что я в себе самом и открыл.
Хотя, открыл не сразу, а лишь с годами.
Правда, в чем причина подобной любви и подобной тяги, не знаю до конца сам, хотя я точно мог бы сказать о себе, что не отношусь к мужчинам, которых тянут одни лишь исключительно зрелые, а тем более старшие их женщины. Просто две наиболее любимые женщины оказались старшими меня, так уж просто получилось, такова моя судьба.
Что такое любовь для меня?
Любовь (в моем личном понимании, мужчины) это не состояние когда тебя опьяняет улыбка, или взгляд любимой, а когда на голос женщины в тебе откликается все тобой забытое, так что, ты, вздрагивая преображаешься, как будто тебе возвращается твоя природа, словно женщина тебе вернула то что ты потерял. Словно, все что ты потерял сохранилось у нее, а все что ты забыл помнила она, пока ты, наконец, ее не встретил.
На что это состояние похоже?
Это состояние похоже на мистическое преображение., или на состояние как если бы на ее голос, в тебе откликнулось подлинное я. Я это состояние знал всего два раза в моей жизни, но и хотя бы два раза это , уже, много. Если бы я не знал этого состояния, я бы думал что любил десять раз. Обе эти любви были самыми яркими, хотя, и невозможными…
Счастье это радость узнаванья.
Это когда человек узнает родного человека в толпе, и он его узнает тоже, хотя прежде они не виделись. Это когда ты читаешь книгу, и возникает чувство что ты читал ее давно, хотя ты и не открывал ее никогда . Это когда пейзаж тебе кажется родным, в котором ты никогда не был, и не можешь понять что он тебе напоминает. Вот что такое счастье.
Я даже не знаю какая любовь была более поэтичная.
Наверное, обе любви были самыми поэтичными в моей жизни. Каждый мужчина встречает женщину с которой он себя реализует, и я встретил такую, говоря лишь о Маргарите. Она для меня и осталась как самая лучшая женщина.
Говоря же, об Л. С. это была, скорее, лучшая любовь.
(30 декабря, 2015 год)
____________
Мои некоторые стихи к Л. С.
* * *
.
В крестьянском вечном сарафане
куда вам так спешить домой
моя Людмила Станиславна
простонародный ангел мой?
простонародным нимбом скрыла
заря ваш сон до темноты
пух тополиный в ваших крыльях
и одуванчиков мечты
и света полон ваш колодец
и небом ваш очерчен ров
в затишьи всех простоголосиц
в дыханьях иноческих слов
теперь одна печаль отрада
здесь дольше нас она живет
сирень ночная за оградой
столетья прошлого цветет
2008 г.
ПОЗДНЕЕ РОЖДЕНЬЕ
.
.
Мне казалось –
цветы расцветают
не от солнца – от Вас;
если становилось пасмурно –
вода разрезала
белые конверты чаек – с воплями
тоски –
разница в возрасте не так сильна
была – как в расстояньи
но видимо я поздно родился:
оказалось – те же цветы
и без Вас расцветают
только другим цветом – не Ваших глаз
почему-то
май, 2006
*- *- *
.
.
.
Наконец и лето
проникло в мае
в лес наш северный
как проникла бы жизнь
в чертог теней – к Эвридике
но сегодня так легко на душе
что пусть не Орфей - теням
а всего лишь кукушка поет в лесу
так печально и тихо на всю округу -
словно зовет птенцов своих покинутых
2006
(это, было первое мое стихотворение к Л. С. )
.
.
ЛЮБОВЬ ЭТИМ ЛЕТОМ
- 1 -
Без Вас для меня не восходит солнце круглый год
с Вами оно никогда не заходит
за горизонт жизни моей – дальний
или нет все зависит от Вас
от близости Вас я не знаю где Вы
мой горизонт не здесь
а лишь там где мы
могли бы увидеться вновь
вечером с Вами
- 2 -
Нужно что бы время стало пространством для того
что б нам встретиться
- 3 -
и тогда пространство стало бы местом
- 4 -
Чайки и ласточки странно кружат
они выныривают отовсюду пищат кружат
им дела до своих птенцов нет
они лишь делают вид что у них есть дети
они хотели бы подражать людям
и превзойти их как героев драм ибсена
может превзойти драму природы саму
нет это почти предвещает разлуку
- 5 -
Вы спросили еще: неужели вы уезжаете
Вы могли бы повременить
Вы могли бы подождать до вечера
Вы могли бы насладиться вечером
июльским тонным волшебным медлящим перейти в ночь
и рядом девочка лет десяти смешной собаке
бросала палку еще как бы в будущее
вначале нехотя потом с азартом
плыла
- 6 -
вечер так и не наступил в этот день
- 7 -
Я понял Вы имели в виду немного другое
Вы говорили про Ваш вечер
вечер Вашей жизни светлый
летний теплый это летний вечер
солнце еще в нем ласково
пробивается сквозь деревья
как сквозь персонажи Вашей
жизни к тому же Вы явно старше
меня - старше на этот вечер
- 8 -
мы были старше друг друга друг на друга
- 9 -
а стали младше
стали мы младше самих себя на самих же
себя
- 10 -
К берегу Вы вышли Вы вышли к берегу
с побережья чайки ласточки чайки
гурьбой они летят они клюют письма
они странно так кружат
как обрывки воспоминанья над водой
как над прошлым
2007
.
.
- *- *- -*
.
.
До встречи…
Я видимо люблю вас, пока
вы так прекрасны как вечность
в листьях яблони –
выходящая из сада к заблудшему ребенку в лес
что похитили гуси - лебеди
чьи перья первым снегом в октябре
все еще кружат над вами
оставляя неразгаданные пятна
миров
вкруг макушки его спрятанной в листьях
с незаросшим со дня рождения его в октябре -
родничком
2007
.
.- *- *- *
.
.
Даже стрекоза дикая
завершая круг
над водой озера
окрестности ваши оглядит
прежде чем приземлиться в ваш сад
(дочего здесь красиво у вас)
фотографируя ваш образ у дерева
прощальным в лазури крылом
на память лета бессмертного…
но сложив крылья и она уснет к ночи.
не стану и я тревожить вас в поздний час.
2010