Мы часто рассказываем о самых необычных и красивых железных дорогах, которых в нашей стране , что называется, на любой вкус. И та, о которой пойдет речь сегодня, объединила сразу два интересных качества.
Во-первых, это самая удаленная от центра континентальная ветка. Даже если направляться в сторону Тихого океана из условного географического центра России, длина пути, до конечной станции, составит несколько тысяч километров. Из крайней точки Транссиба - Владивостока ехать сюда ещё, как минимум, четыре часа.
Во-вторых, эта дорога невероятно, даже порою, избыточно красива. В каких только природных зонах она не проходит. Тут и таежные сопки, и крупные речные долины, и цветущие равнины, и лиственные леса, переплетенные лианами. А потом к ним вдруг прибавляются космические горные пейзажи, напоминающие компьютерные рельефы иных планет, из фантастических фильмов.
Итак, мы на линии Барановский — Хасан, южном ответвлении Транссиба. Она проходит по одному из самых эффектных и разнообразных российских ландшафтов. Из горных петель дорога выкатывается на равнинное тихоокеанское побережье, и люди, впервые попавшие в эти места, буквально не верят глазам. Словно по мановению волшебной палочки, поезд въезжает в удивительную плоскую долину, с редкими округлыми кустарниками, похожую больше на субэксваториальную Африку, чем на любой российский пейзаж.
!!!Новый материал!! На вершине соляного купола. Кусочек Тибета в Северном Прикаспии
И так же трудно поверить, что эта невероятно красивая ветка стала сугубо милитаристским детищем. Она имеет интереснейшую историю. События, которые здесь происходили, были воспеты даже в мегапопулярных патриотических песнях. Многие люди старшего поколения отлично помнят боевитую и залихватскую композицию о трёх товарищах-танкистах, громивших самураев на берегах большой дальневосточной реки. Впервые она была исполнена Николаем Крючковым, в фильме Ивана Пырьева - "Трактористы"...
Она получила такую всенародную любовь, о которой могут лишь мечтать самые модные современные шлягеры. Автор слов, поэт Борис Ласкин, назвал реку Амуром, и в этом было заметное творческое преувеличение. Форсировать полноводный Амур сходу самураи смогли бы, разве что, на коврах-самолётах.
Но все же песня основана на реальных событиях. И происходило всё это на реке Туманган, на нынешнем стыке трех государственных границ: России, КНДР и Китая. Конечная станция нашей ветки, посёлок Хасан, названный в честь знаменитого озера, как раз здесь и расположен.
В те далекие годы здесь не было ни посёлка, ни железной дороги, которая только начинала строиться, ни большого моста у реки Туманная, как называли её на советской стороне. А граница существовала одна - советско-японская. Нынешняя КНДР и часть Китая либо напрямую, либо через марионеточные правительства , управлялись тогда японской администрацией.
В июле 1938 года, после многолетних провокаций, и беспочвенных территориальных претензий, японцы решились-таки на военное столкновение. Строящаяся дорога была одной из целей этой заведомой авантюры. Её результат известен. "И летели наземь самураи - под напором стали и огня".
Однако, в конфликте на озере Хасан далеко не все было гладко и оптимистично для Красной Армии. Местная дорожная сеть пребывала в столь плачевном состоянии, что основная группировка советских войск попала к месту сосредоточения лишь через несколько дней, когда пограничники и красноармейцы уже понесли неоправданно большие потери. В передовой группе войск числился экипаж танка БТ-7. По одной из версий, его участники и стали прообразами для знаменитой песни.
Именно после событий на озере Хасан, дорогу к самому отдаленному отрезку сухопутной советской границы, заложенную примерно за полгода до начала конфликта, стали строить ударными темпами.
Уже к 1941 году её дотянули до поселка Краскино, на расстояние походного марш-броска до передовых пограничных застав. Боковые и узкоколейные ветки опутали все опасные направления. Любители истории часто задаются вопросом, - почему Япония не напала на СССР в самые страшные для Союза дни войны? Причин много, но резкое улучшение дальневосточной дорожной инфраструктуры и военной логистики, наверняка, внесло свой вклад в срыв планов сухопутного японского Генштаба.
Читайте ещё:
Поморская избушка на Полярном круге. Жизнь и рыбалка терских поморов.
Перед началом Маньчжурской операции, в июне-августе 1945ого, по этой дороге везли технику 1ого- Дальневосточного фронта и 25-армии генерала Чистякова. Сразу после разгрузки в Краскино, она уходила в сторону укрепрайонов в районе Хуньчуня и Муданьдзяня. Здесь Квантунская армия оказала наиболее яростное сопротивление, и своевременный подвоз тяжелого вооружения помог быстро его подавить.
Уже после войны, в начале 50тых, на карте появилась станция Хасан, как пограничный пункт на пути из Краскино, к северокорейскому разъезду Хонио. Вскоре здесь опять пошли потоки техники, которую СССР поставлял северным корейцам, когда США всерьез решили вбомбить Пхеньян в каменный век. И каждый раз, когда обстановка на дальневосточных рубежах накалялась: во время Вьетнамской войны, или обострения с Китаем - дорогу заполнял весьма специфический и очень опасный груз. Из пассажирских здесь курсировали лишь региональные и рабочие поезда и всего один вагон,- Москва-Пхеньян прицепляемый к скорому №100Щ . Наверное поэтому, эта линия так и осталась почти неизвестной широкой публике, за пределами Приморского края. Хотя трудно найти другое техническое сооружение, настолько эстетичное и удачно вписанное в сложный ландшафт!
Читайте ещё!!!
Город, которого нет. В гостях у последнего жителя волжской "Атлантиды". (с видео)
Мягкая сила отечественной мультипликации. Как сейчас живет киностудия Союзмульфильм
Ставьте палец вверх, если статья вас заинтересовала, подписывайтесь на наш канал. Это поможет нам в развитие, как и небольшое вознаграждение авторам, которые создают материалы за свои средства. Для этого надо всего лишь нажать на кнопку "Пожертвовать" ниже., введя любую сумму на ваше усмотрение.
Спасибо огромное!!!
Все фото, кроме архивных и Амура - Митя Гусев, оператор-постановщик объединения "Зеленый край"