"Восхождение" - первый советский фильм, получивший высшую награду Международного кинофестиваля в Западном Берлине — «Золотой медведь». И ещё несколько наград попутно.
Был закуплен для показа 40 странами.
Но до этого в СССР режиссеру всячески препятствовали "протащить Иисусика на советский экран".
В фильме хотели сняться Андрей Мягков и Владимир Высоцкий, но Лариса Шепитько им отказала.
Съемки велись на настоящем морозе, в массовке были обморожения, но никто не жаловался. Энергия, харизма Ларисы Шепитько "заряжали" людей.
Откуда вообще берутся такие люди?
А что за фильм-то? Стоит смотреть?
Надо смотреть. Я, конечно, могу, подобно другим источникам, просто пересказать сюжет: зима 1942-го, Белоруссия, двух партизан (Сотников и Рыбак) отряд отправляет в вылазку за продовольствием, но в результате они попадают в плен.
Немцы решают их показательно повесить. А вместе с ними ещё нескольких человек, в том числе женщину, которая их пыталась укрыть от полицаев.
И вот один из них, ранее вроде нормальный такой товарищ, настолько боится смерти, что идёт на предательство. Идёт служить полицаем и в качестве "проверки" как раз, по сути, и вешает второго.
А второй... А что он сделал? Да всего-то отказался предавать товарищей, пытался спасти тех, кто рядом и ушел в смерть как в бессмертие, презирая палачей...
Но такой пересказ беден. А и даже подробнейший пересказ с кучей мелочей не даст того чувства, которое даёт фильм.
Почему? А вот потому что Лариса Шепитько. Книга Василя Быкова "Сотников" сильна, но сценарий Ларисы оказался сильнее.
Она сделала сильнейший акцент на духовном стержне человека, сумела показать само это перерождение, когда одни и те же события "вскрывают" человека.
Даже само название (подсказанное её мужем - Элемом Климовым). "Восхождение". У Быкова нет этой символики, у него просто "Сотников". А в черновиках и того хуже - "Ликвидация".
В фильме продуман каждый жест, каждый кадр и каждое слово. Его нужно смотреть, чтобы тебя пронзило именно это - глубочайшее проникновение в психологию самоотверженности и психологию предательства. Как оно зарождается, крепнет...
А для усиления эффекта Шепитько принципиально искала на главные роли неизвестных тогда актеров и снимала на черно-белую пленку. На морозе.
Самооправдание
Предателей-то в фильме полно. Они так, фоном проходят, не запоминаясь... Полицаи местные... Но двое представляют собой интереснейших персонажей.
Один - это как раз товарищ Сотникова. Когда немцы их преследовали и ранили Сотникова, тот, не желая попадать в плен, пытался застрелиться. Рыбак не дал, спас товарища. И долго тащил его на себе, честно старался...
Как получилось, что именно он и выбил в итоге чурбан из-под ног стоявшего с петлей на шее товарища? Это крайне мощная психологическая линия. Человек на самом деле просто боится физической смерти, и готов на всё, чтобы сохранить жизнь. Но - придумывает себе, что он делает это из целей обмануть немцев, сбежать потом к партизанам...
Деталь: мне попалась ветка обсуждения этого фильма, где люди всерьёз оправдывают Рыбака - мол, так вот получилось, он не виноват, он просто хотел обмануть немцев... Да ну???
Ещё о мелочах - после осознания того, что натворил, Рыбак пытается повеситься на ремне, и у него не получается. Дважды. Дважды! Вот даже в такой мелочи точность - почему не трижды?
Низость
Вторая крайне занимательная личность - следователь Портнов. Его диалог с Сотниковым даже отдельным эпизодом некоторые выкладывают, настолько он сильно проникает в мозг.
А Лариса Шепитько, крайне внимательная к мелочам, оказывается, даже искала на эту роль человека, внешне похожего на Сотникова. Для усиления эффекта противостояния.
Портнов Сотникову на допросе, тихим таким гадским голосом:
Мы же конечны... Со смертью для нас заканчивается всё - весь мир, мы сами. Не стоит…
Ради чего? Пример для потомков?
Но героической смерти у вас тоже не будет. Вы не умрёте, вы сдохнете как предатель.
Не выдашь ты - выдаст другой, а спишем все на тебя. Ясно?
На самом деле актер играет восхитительно. Смотришь в его холодные змеиные глаза... ну вот реально мурашки по спине.
И как же потом он выглядит мелко, когда пытается втиснуться в компанию немецких офицеров, а те его просто игнорируют.
Лариса
Я абсолютно убеждён, что вся энергетика фильма держится на личности Ларисы Шепитько. Эта молодая красивая женщина множество раз удивляла современников своими убеждениями и поступками.
То, что её фильм "Восхождение" даже своим названием обозначил библейский сюжет, и сюжет этот просматривается настолько прозрачно, не случайно. Она и Сотникова искала, ориентируясь на образ Христа. Но была ли она при этом верующей? Не обязательно. Читал, что она стала верить после того, как закончила съемки этого фильма. Да и это - ну откуда вы взяли? Просто хочется кому-то верить в такой исход дела?:)
Но есть факт - она упрямо делала то, что считала нужным, не обращая внимания на свои собственные лишения. Так было, когда она снимала свою дипломную работу "Зной" в Киргизии. Заболев желтухой, Шепитько довела съемки до конца, больная, практически на носилках. Фильм получил множество наград, кстати.
Так было, в общем-то, всегда. Она была "неудобным" человеком для чиновников. И "Восхождение" тоже могло лечь на полку на долгие годы. В какой-то мере помог случай, в большей же мере - её муж Элем Климов. Он сумел показать фильм тоже чиновнику, но какому(!) - тому, кто во время войны сам партизанил. И тот, изначально настроенный скептически (баба чего-то там сняла), через двадцать минут просмотра заплакал. И потом никак не мог понять - как ТАКОЕ могла снять девчонка, не видевшая войны?
Мистика, случай, провидение...
Для того, чтобы не ломаться, когда тебя ломают и морально и физически, надо иметь внутри такой мощный невидимый стержень!.. У Ларисы он был...
И - она точно верила в то, что мы живём неоднократно. Показателен случай, когда они с Элемом зашли в замок в Чехословакии, и она, остановившись, сказала, что она тут жила. И с уверенностью указала на стол, сказав, что за ним играли в покер и он обит зеленым сукном. Подняли скатерть - под ней зелёное сукно. А на верхнем этаже замка Элем позже увидел портрет бывшей владелицы замка, один в один похожий на портрет Ларисы.
Конечно, Лариса поверила в предсказание Ванги, предостерегавшей её от внезапной смерти летом на дороге. Настолько, что посвятила в предсказание свою подругу и взяла с неё слово заботиться о сыне.
Вообще-то мистика плохо сочетается с верой в единого Бога... Но вполне - с верой в то, что жизнь не кончается со смертью физической оболочки.
... и просто красавица!
Ещё в 16 лет, поступая на режиссерский, она удивила всех. Это же мужское дело, не женское... Красивой девушке предложили идти в актрисы, на что она ответила, что это - рабская профессия.
Но в качестве актрисы немножко ей побывать пришлось - в эпизодах. Начиная с рязановской "Карнавальной ночи".
Ой, нет, нет... Я настолько потрясён историей жизни этой женщины, что могу так и не остановиться... Закончим на этом... Ну, разве что заинтересовавшимся подскажу
Ссылки
Википедия о фильме "Восхождение": https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_1976)
Википедия о Ларисе Шепитько: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8C%D0%BA%D0%BE,_%D0%9B%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B0_%D0%95%D1%84%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
О Ларисе просто ну так замечательно!: https://tunnel.ru/post-shepitko-larisa-efimovna
Фильм "Восхождение" на Ютубе: https://www.youtube.com/watch?v=VteY61FDhc8
Василь Быков, "Сотников": https://e-libra.ru/read/110775-sotnikov.html