Дети маленького возраста с радостью помогают другим достичь своих целей
Например, малыши помогают взрослым, принося им разные вещи которые они сами не могут взять устраняя для них такого рода физические препятствия. Дети участвуют в этих действиях по оказанию помощи спонтанно - в отсутствие вознаграждения и без просьбы. Они даже помогают, когда это связано с жертвами для себя, например, преодолевая препятствия или бросая привлекательные игрушки.
Такая "полезность", как представляется, в первую очередь обусловлена внутренней заботой о другом человеке, а не личной репутацией или признанием. Полезность детей также проявляется в высокой степени в зависимости от различных характеристик нуждающихся в помощи партнеров.
Например, дети младшего возраста помогают сверстникам и знакомым взрослым, а также незнакомым взрослым, независимо от предыдущего просоциального или антиобщественного поведения партнера.
На сегодняшний день проводятся исследования с целью выяснения, распространяется ли такого рода поведение детей дошкольного возраста, направленное на оказание помощи гуманоидному роботу
Изучая просоциальное поведение детей по отношению к роботу, результаты могут также иметь важное значение для понимания взаимодействия человека и робота (HRI).
Несмотря на растущий интерес к HRI в связи с последними достижениями в области разработки роботов-компаньонов, основной объем этой работы не рассматривает поведение детей по отношению к роботам. Например, в рамках большого объема работы изучалось взаимодействие взрослых и детей с роботами, причем многие из них были сосредоточены на социально-ориентированной робототехнике (SAR). Исследования SAR помогают определить, как дети могут учиться у роботов и как некоторые дети, особенно с нарушениями развития или физическими недостатками, могут извлечь пользу из роботизированных вмешательств. Это исследование, однако, часто направлено на изучение того, как улучшить дизайн роботов и поведение роботов, а не на то, чтобы лучше понять, как человеческое мышление об этих роботах меняется в процессе развития. Последний аспект важно учитывать, особенно потому, что область HRI находится на стыке инженерии и психологии, что позволяет установить взаимовыгодные отношения между этими двумя перспективами.
Таким образом, с одной стороны, робототехника может внести свой вклад в психологию, открывая новые возможности для исследования поведения, познания и эмоций человека. С другой стороны, применение теорий и принципов психологии может углубить наше понимание взаимодействия между людьми и роботами и, следовательно, может повлиять на выбор конструкции робототехники.
Для изучения поведения детей, помогающих роботам, полезно изучить механизмы, лежащие в основе оказания помощи людям со стороны детей
Такие исследования показывают, что помощь от человека человеку требует, чтобы помощник понимал желаемую цель другого, а также необходимые шаги для ее достижения, и был мотивирован помочь другому достичь этой цели.
Исследования показывают, что такое понимание начинает развиваться в раннем возрасте.
Например, младенцы начинают интерпретировать действия человека как направленные на достижение цели примерно в 12-месячном возрасте. Считается, что мотивация к оказанию помощи субъекту с невыполненными целями коренится в эмпатической реакции на человека, нуждающегося в помощи. Исходя из этой точки зрения, наблюдатель должен сначала взглянуть на личность, нуждающейся в помощи, под углом зрения эмпатической эмоциональной реакции, что, в свою очередь, повышает мотивацию наблюдателя уменьшить потребность человека в помощи. Сочувствие, похоже, является движущей силой многих просоциальных действий, особенно тех, которые мотивированы заботой о благополучии другого, а не о его собственной выгоде.
В настоящее время сочувствие детей младшего возраста к роботам недостаточно тщательно изучено. Однако восприятие и поведение детей по отношению к роботам часто напоминает их восприятие и поведение по отношению к людям
Например, маленькие дети, скорее всего, приписывают анимистические свойства роботам и малышам, которые учитывают зрительный контакт робота при имитации его действий. Исследования с детьми старшего возраста показали, что 11-13-летние интерпретируют позы роботов как проявление определенных эмоций, а 10-летние - как проявление эмпатии к роботу, выражающему негативные эмоции. Эти данные позволяют предположить, что дети могут действовать на основе довольно специфической информации, полученной от роботов.
Хотя приведенные выше примеры демонстрируют социальную связь с роботами, а не помощь как таковую, есть свидетельства того, что дети считают, что другие виды "живых" личностей должны получать помощь в случае необходимости.
Хотя в большинстве этих исследований проверялось предпочтение совсем маленьких детей помогать или препятствовать "живым" личностям, Кенвард и Гредебек (2013) исследовали поведение младенцев в возрасте 17 месяцев по отношению к роботам. Результаты свидетельствуют об инструментальной помощи роботам, хотя показатели полезности были относительно низкими по сравнению с аналогичными исследованиями, в которых использовались люди - получатели помощи.
В одном из опубликованных исследований изучается инструментальное поведение детей старшего возраста при помощи роботов. В этом исследовании дети в возрасте от 5 до 16 лет часто помогали негуманоидным роботам, подбирая предметы, которые, казалось, им были нужны.
Текущие результаты показывают, что гуманоидные роботы могут стать важным инструментом в изучении инструментальной помощи детям. Инструментальная помощь в проведении исследований с участием людей-получателей может быть сопряжена с рядом экспериментальных эффектов и сложностей. Например, если манипулировать знакомством детей или зрительным контактом с реципиентом, человек-экспериментатор будет знать об этом и будет потенциально подвержен влиянию экспериментального состояния. С другой стороны, получатель гуманоидного робота может быть запрограммирован на идентичные действия в любых условиях, что минимизирует или устраняет такие неудобства.
Поэтому текущие результаты важны как теоретически - их вклад в наше понимание полезности детей, так и на практике - в их способность открыть новый взгляд на инструментальную помощь в исследованиях.