Найти в Дзене

Хлипкие брачные претензии: как Романовы получили престол?

Претензия Романовых на престол основывалась на том, что была такая девица Кошкина. Это даже не было фамилией, в то время скорее уместнее говорить о прозваниях. И вот были Кошкины-Романовы, и соответственно Анастасия, как бы сейчас сказали, Романова-Кошкина, которая вышла замуж за царя из рода Рюриковичей.

Анастасии Кошкиной повезло, и она вышла замуж за будущего Ивана Грозного, первого русского правителя, коронованного как царя Руси. Причем Анастасия была первой из многомиллионного списка жен Ивана IV.

По церковному уложению можно было жениться три раза, первый брак считался законным, брак вдовца, то есть второй, - так себе, третий брак - почти законный, все другие незаконные. И на этом основании в свое время Романовы основывали претензии на престол.

В браке было потомство, из детей выжили только Иван Иванович и Федор Иванович. И.И. в зрелом возрасте умер от какой-то болезни, и жена И.И. Елена Шереметьева имела одного ребенка, который очень рано умер, а она подстриглась в монастырь.

А вот у Федора было интереснее, он был женат на Ирине Годуновой, сестре известного нам Бориса, у Ирины родилась только одна дочь Федосья, которая сразу умерла - так и прервалась линия Ивана Грозного.

Собственно, на основании такого косвенного родства с настоящим Рюриковичем Годунов и претендовал на престол.

Брачный расклад Анастасии Кошкиной, как ни странно, напоминает положение, установившееся в Англии после смерти короля Генриха V, вдова которого, Екатерина Валуа, заключила второй, морганатический и тайный, брак с неким потасканным безродным Тюдором не из числа династов.

Причем от Оуэна Тюдора Екатерина родила кажется шестерых детей, один из которых, Эдмунд, женился на девице из рода Бофорт, связанного кровным родством с Генрихом IV - а сын Эдмунда стал английским королем Генрихом VII.

Кто ж мог знать, что Тюдоры станут правителями Англии, а Романовы - правителями России... Хотя претензии, основанные на хлипких брачных узах, в истории не так уж редко встречаются.

P.S. История России могла бы пойти иначе, если бы боярский совет прислушался к Борису Годунову, который вызвал из Англии повивальную бабку для своей сестры, но акушерку по решению бояр не выпустили из Архангельска, а потом и вовсе выслали назад, так и не допустив до царицы Ирины, для которой это оказалось фатальным.