Найти в Дзене
О Москве нескучно

Почему мы стоим в пробках на "Ленинградке"?

Оглавление

Пробки на "Ленинградке" - это тоже часть истории. Как появился Ленинградский проспект? Почему с точки зрения архитектуры всё вышло красиво, а с точки зрения транспорта - не очень? И главный вопрос: почему Ленинградский проспект стал одним из самых "пробочных" мест Москвы? Читайте до конца и узнаете ответ.

Сельская дорога

Началось всё в первой половине 19 века. Тогда на месте будущего Ленинградского проспекта появилось Петербургское шоссе. По нему между двумя главными городами страны перемещались члены царской семьи. Однако, несмотря на всю важность, даже в начале 20 века дорога выглядела как пригородный проезд.

Петербургское шоссе, 1910-1914.
Петербургское шоссе, 1910-1914.

До современной Беговой улицы доходные дома и здания крупных фабрик соседствовали с дачными особняками. А если проехать чуть дальше по шоссе, то там вообще преобладали небольшие дома деревенского типа. К тому же здесь не было асфальта. Проезжая часть представляла собой грязную дорогу, которую необходимо было привести в порядок.

Петербургское шоссе в районе Сокола, вид в сторону центра, 1903.
Петербургское шоссе в районе Сокола, вид в сторону центра, 1903.

Но шоссе было очень важным. Ведь это парадные ворота при въезде в Москву из второго по значению советского города - Ленинграда. Поэтому нужна была реконструкция. С этой точки зрения участок будущего Ленинградского проспекта был идеальным местом. Ещё Петербургское шоссе, которое располагалось здесь ранее, было очень широким, около 100 метров. К тому же, дорогу не требовалось выпрямлять. Магистраль не была кривой, как многие другие московские улицы.

Петербургское шоссе, за Тверской заставой, 1907-1912.
Петербургское шоссе, за Тверской заставой, 1907-1912.

Обеспечивать транспортную доступность шоссе начали в 1920-х годах. Появились трамвайные маршруты до Сокола и Покровского-Стрешнева. Но, конечно, основные работы начались в следующем десятилетии. Именно тогда появились три проезжие части, разделённые зелёной полосой из высаженных деревьев.

Укладка асфальта на Ленинградском проспекте, 1929.
Укладка асфальта на Ленинградском проспекте, 1929.

Архитектурная феерия

Ленинградский проспект получил своё название в 1957 году. До этого, с 1924-го, он входил в состав Ленинградского шоссе. Уже в 30-х дорога преобразилась. Её частично заасфальтировали. На тротуарах появились электрические фонари. А 15 ноября 1933 здесь открылся первый в СССР маршрут троллейбуса. От Белорусского вокзала до нынешней станции метро "Сокол" (тогда её ещё не было).

Троллейбус на будущем Ленинградском проспекте, 1934-1935.
Троллейбус на будущем Ленинградском проспекте, 1934-1935.

Практически сразу будущий проспект стали застраивать. Первый участок решили оформить в стиле конструктивизма. Такие дома начали появляться здесь ещё во второй половине 1920-х годов. Например, здание под номером 14 - кооператив "Новая Москва". В число его архитекторов входил и Н.Я. Колли. Эта была одна из первых его работ. Правда до нашего времени здание не сохранило изначальный облик. В 1954 его немного перестроили. Листайте фото.

Также известными зданиями стали кооператив "Дуксстрой" (для завода "Дукс") - ныне дом №26 и фабрика-кухня - сейчас дом №7. Начиная с 1930-х, интерес вызывали уже другие архитектурные течения. Поэтому магистраль украсили зданиями в духе сталинских построек. Например, дом №1 у Белорусского вокзала, гостиница "Советская", "Ажурный" дом и другие. Про все здания рассказывать не буду, потому что практически каждое из них заслуживает отдельной статьи. Листайте фото.

Достоинство застройки Ленинградского проспекта - это хорошее взаимодействие домов разных эпох друг с другом. Здесь, в отличие от Кутузовского или проспекта Мира, практически все здания сочетаются между собой.

Что такое "Площадь Развилки"?

Завершается Ленинградский проспект площадью Развилки. Там магистраль разделяется на Волоколамское и Ленинградское шоссе. Официального названия у площади до сих пор нет, поэтому в народе и в архитектурной среде её начали именовать так в Советское время.

Планировку площади разрабатывали ещё в 1940-х. Но для застройки местности потребовалось почти целых 20 лет. И как не пытались архитекторы возвести монументальные здания (например, КБ "Алмаз"), они не придавали площади законченного вида.

Около площади Развилки, 1956.
Около площади Развилки, 1956.

Тогда придумали, что завершаться Ленинградский проспект будет зданием института "Гидропроект". Разработку концепции начали в 1940- х годах под руководством архитектора К.С. Алабяна. Проектов высотки предлагали много, но руководству ничего не нравилось. В итоге, в 1968 году, здесь появилось здание, которое мы все с вами хорошо знаем. Огромная "коробка" по проекту архитекторов Г.П. Яковлева и Н.А. Джеванширова.

Здание института "Гидропроект", 1970.
Здание института "Гидропроект", 1970.

Откуда на "Ленинградке" постоянный транспортный коллапс?

Пробки и Ленинградский проспект (шоссе тоже) сейчас - это как синонимы. Попытки разделись транспортные потоки предпринимали уже в 1960-х. Тогда прекрасно понимали, что и Ленинградское, и Волоколамское шоссе в будущем станут загруженными магистралями. Движение нужно было упорядочить.

Тоннель на площади Развилки, 1961.
Тоннель на площади Развилки, 1961.

Для этого в 1961 году проложили тоннель между Ленинградским проспектом и шоссе, чтобы организовать безостановочное движение. Но в сторону "Волоколамки" по-прежнему приходилось ехать по поверхности. Сначала пытались сделать круговое движение: с улицы Алабяна направо, в сторону центра, потом развернуться и ехать обратно (если надо было попасть на Балтийскую улицу или Волоколамское шоссе).

Организация движения на площади Развилки, 1965.
Организация движения на площади Развилки, 1965.

Эта схема быстро перестала работать из-за большого количества транспорта. Тогда градоначальники открыли прямое движение на Волоколамское шоссе через Ленинградский проспект, поставив светофор. Правда поворачивать было неудобно. Как многие вспоминают "аж в три приёма". Из-за этого к концу 20 века возникли жуткие пробки. Транспорта было слишком много.

Пробка на Ленинградке, 1997-1998.
Пробка на Ленинградке, 1997-1998.

Тогда-то и решили построить ещё несколько тоннелей, в том числе Алабяно-Балтийский. При его проектировании допустили очень много неточностей. Например, провели плохую геологическую разведку почв. Поэтому во время строительства происходили неоднократные аварии. Конструкции затапливало, рушило. В итоге полностью тоннель открылся лишь в декабре 2015 года и обошелся городской казне в 54 млрд рублей.

Как ни печально, но транспортной проблемы дорогостоящий проект не решил. Только сделал магистраль некрасивой. С бесконечными тоннелями и эстакадами. По-прежнему на Ленинградском проспекте пробки. Также стоит дорога и в центр (ближе к Белорусскому вокзалу). Но там немного другая проблема. Просто перед Тверским путепроводом 8 полос (включая общественный транспорт) превращаются в 5. Как бутылочное горлышко...И сделать с этим ничего не могут.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!