Найти тему

Антипедагогическая тенденция Кассиля.

Отметив некоторые недостатки в книге «Поющее дерево», Л. Кассиль, обращаясь к Н. Саконской, пишет:


«Помните мы говорили с Вами об Олеше... «Зависть». Летающая Офелия. Том Вирлирли — дух колокольного благовеста.
Действительность, приподнявшаяся на цыпочки и оттого ставшая сказочной, нереальной, как мираж, где все вещи кажутся всплыв шими над горизонтом. У Олеши этот прием оправдан внутренней органической основой всего романа»

По мнению Л. Кассиля, этот прием приподнимания «на цыпочках» над действительностью, якобы не совсем оправдан у Н. Саконской.

https://pin.it/4m7sed4drpcnud
https://pin.it/4m7sed4drpcnud

Прием этот формалистический, эстетский, ни у кого и ничем оправдать нельзя, он неизбежно приводит к искажению жизнен ной правды, что и случилось с Ю. Олешей, Н. Саконской и Л. Кассилем.


Защищая антипедагогическую вредную книгу Н. Саконской, Л. Кассиль гневно обрушился на педагогов и библиотечных работников: «... мы слышали очень сердитые вопли, испускаемые некоторыми озадаченными педагогами и библиотекарями... Итак, я убежден, что нападки на Вашу книгу, содержащие обвинения в антипедагогичности и даже.... клевете на советскую действи тельность (кое-какие умники и до этого договорились), ни на чем не обоснованы».


В 1939 году Л. Кассиль свою статью о книге А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» начинает словами:
«Я вижу, вижу вас, скучный читатель, с брезгливой придир чивостью перелистывающий страницы этой забавной книжки... «Ну и что? — говорите вы, — что хотел сказать автор, наболтав столько неправдоподобных историй? Что это, навет на наших советских моряков? Какой смысл во всем этом? Какова познавательная ценность такой книжки? Каково ее педагогическое воз действие? Она прививает ребенку неграмотные сведения по гео графии, физике и другим дисциплинам! Ерунда, белиберда какая-то....»
А ну вас, уважаемый товарищ!»—отмахивается от вообража емых весьма резонных возражений педагогов против книги Нек расова А. Кассиль.
Все, что педагогика и педагоги признают ценным в детской книге, А. Кассиль отрицает.


Книга явно формалистична, антипедагогична, антихудожественна и антинаучна, но зато она занимательна и забавна, в ней невероятные приключения и несусветное вранье героя, что осо бенно нравится Л. Кассилю.

Штукарство, шутовство, дешевые остроты и каламбуры, смех ради смеха, взятые напрокат из при ключенческой буржуазной литературы трюки — вот что ценит прежде всего А. Кассиль в книге А. Некрасова.

https://pin.it/iohmd7zcrcz6lw
https://pin.it/iohmd7zcrcz6lw

Антипедагогическое кредо А. Кассиля наиболее полно пожалуй, выражено в его выступлении на X пленуме ЦК ВЛКСМ.
«Я уже предчувствую, что сейчас начнут делать бесконечные заказы на школьную повесть. Но думаю, что не существует ка кой-то особенной школьной повести, — говорил А. Кассиль.
— Нам нужно дать книгу о школьных годах подрастающего поколения. Но к нам часто подходят со смешными деляческими требованиями. Обязательно напиши, мол, что не надо царапать парты.... Нередко нам говорят: «Не можете-ли вы написать рас’ сказ о том, как хранить школьное имущество?»


Все это очень мелко, узко и смешно. Даже весь процесс овладения знаниями, основами наук, учеба, по мнению А. Кассиля, являются деляческими вещами, недостойными изображения поэтическими средствами. Он с издевкой приводит разговор по по воду одного сценария: «Почему у Вас в сценарии мало чувствуется увлечение учебой, мало отличников? Вы покажите, чтобы дети дрались за учебу, за показатели!»

По заявлению А. Кассиля, «написать так называемую школьную повесть очень трудно».
Почему трудно?
Потому, что «мы,» говорит А. Кассиль, — должны показать новую фигуру советского учителя.
И вот тут-то начинаются некоторые недоразумения.

Недоразумения эти заключаются в том, что среди советских учителей нет Беликовых и Передоновых, а «показать новую фигуру советского учителя» новатора, общественника, знающего хорошо предмет, владеющего марксизмом-ленинизмом, советской педагогикой, психологией, партийного или непартийного больше вика, любящего, понимающего советских детей и глубоко предан ного делу коммунистического воспитания, показать такую фигуру учителя А. Кассиль не хочет и не может, ибо он советского учителя не знает.

Не считается А. Кассиль и с требованиями марксистско-ленинской педагогики. Недаром он говорил о педагогических требованиях к детской книге, как об опасности, угрожающей ему и его товарищам по детской литературе: «Нам грозит новая волна педагогизирования в детской литературе».


Таковы некоторые высказывания А. Кассиля по вопросам теории детской литературы и ее педагогической направленности.

https://pin.it/uczjqhuc636j7j
https://pin.it/uczjqhuc636j7j


Свои теоретические положения А. Кассиль последовательно и упорно стремился реализовать в своем творчестве, особенно в таких произведениях, как «Великое противостояние» и «Дорогие мои мальчишки».

Начало.

Предыдущая.

Продолжение