Найти в Дзене
Психо

Доминирование и общность у животных и маленьких детей.

Оглавление

Этологическая теория подсказывает и многочисленные исследования, проведенные среди различных видов, показали, что отношения доминирования влияют на многие аспекты общественной жизни, при этом доминирующие индивидуумы играют центральную роль.

Яндекс фото.
Яндекс фото.

То есть доминирование связано не только с распределением ресурсов, но и с социальными событиями на различных уровнях.

Например, местожительство связано с тем, как формируются социальные связи и выбираются союзники; кто, когда и с кем занимается сексом; какова основная деятельность группы; за кем наблюдают; кто ухаживает; а также чьи дети ухаживают за другими.

Другими словами, доминирующие индивидуумы являются членами центральной группы, поскольку они получают непропорционально большое внимание со стороны группы.

Аналогичные результаты в раннем детстве.

Доминирующие дети младшего возраста и дошкольники не являются второсортными в обществе. Подобно своим сверстникам-приматам, доминирующие малыши и дошкольники играют важную роль в социальной группе, помимо их способности доминировать в спорных ситуациях.

Несмотря на свою превосходящую способность приобретать и контролировать желаемые объекты и очевидную готовность использовать для этого агонистические и принудительные методы, доминирующие малыши и дошкольники занимают центральное социальное положение, поскольку за ними наблюдают, за ними повторяют их любят.

Таким образом, доминирование детей младшего возраста и дошкольников соизмеримо с традиционными этиологически производнымим теоретическими и эмпирическими основами построения; другие члены группы ведут себя так, как будто они рассматривают "альфа" как обладателей передовых знаний и компетенций и поэтому мотивированы наблюдать за ними, учиться у них и быть рядом с ними.

Яндекс фото.
Яндекс фото.

Потеря престижа с течением времени.

Исследование неэтологической литературы, однако, показывает, что дети, которые могут быть оценены как доминирующие в классическом смысле (ресурсно-ориентированные, агонистические) в детском саду и раннем школьном возрасте, не пользуются таким же вниманием в более старшем возрасте.

В этой возрастной группе социальные предпочтения, по-видимому, отражают растущее внимание детей к более позитивным качествам у своих сверстников.

Другими словами, дети дошкольного возраста не являются необязательными - в принципе, отторженными принудительными стратегиями, но старшие дети все чаще отталкиваются от такого поведения.

В отличие, например, от доминирующих детей младшего возраста и дошкольников, агрессивные 6-летние дети все еще могут быть привлекательными социальными партнерами. К третьему классу, однако, доминирующие агрессивные дети больше не получают предпочтения от сверстников и оцениваются ими негативно.

Исследования, проведенные в социуме, хотя и не ориентированы непосредственно на социальное доминирование, подтверждают, что агрессивные дети - магниты для неодобрения сверстников.

В раннем подростковом возрасте агрессивные индивидуумы продолжают оставаться менее популярными, чем их сверстники, и, соответственно, оцениваются как менее привлекательные.

С личностной точки зрения, сходные характеристики у взрослых (т.е. контролирующие, враждебные и агрессивные) негативно связаны с подобием.

Эти данные свидетельствуют о том, что агрессивно-насильственные тенденции все меньше и меньше переносятся по мере взросления детей.

Яндекс фото.
Яндекс фото.

Правдоподобные выводы и последствия.

Агрессивно-насильственное поведение у детей младше 5 лет может не вызывать отчуждения.

Зачастую именно активный, экстравертный и сознательный ребенок, который хорошо виден своим сверстникам и востребован в качестве партнера, несмотря на его или ее тенденцию преобладать в спорах о ресурсах, которые ценятся детьми в этом возрасте (например, игрушки, внимание).

Но для детей достаточно старшего возраста, чтобы достоверно сообщить, кто им больше всего нравится, агрессивные дети не входят в список предпочитаемых товарищей по игре. Эта тенденция сохраняется на протяжении всего подросткового и взрослого возраста.

Если говорить на языке социального доминирования, то можно сделать вывод, что "доминирующие" лица больше не являются ключевыми игроками в социальной группе.

Возможно эта модель изменений поставит под сомнение важность социального доминирования для человеческой социальной организации.