Этологическая теория подсказывает и многочисленные исследования, проведенные среди различных видов, показали, что отношения доминирования влияют на многие аспекты общественной жизни, при этом доминирующие индивидуумы играют центральную роль.
То есть доминирование связано не только с распределением ресурсов, но и с социальными событиями на различных уровнях.
Например, местожительство связано с тем, как формируются социальные связи и выбираются союзники; кто, когда и с кем занимается сексом; какова основная деятельность группы; за кем наблюдают; кто ухаживает; а также чьи дети ухаживают за другими.
Другими словами, доминирующие индивидуумы являются членами центральной группы, поскольку они получают непропорционально большое внимание со стороны группы.
Аналогичные результаты в раннем детстве.
Доминирующие дети младшего возраста и дошкольники не являются второсортными в обществе. Подобно своим сверстникам-приматам, доминирующие малыши и дошкольники играют важную роль в социальной группе, помимо их способности доминировать в спорных ситуациях.
Несмотря на свою превосходящую способность приобретать и контролировать желаемые объекты и очевидную готовность использовать для этого агонистические и принудительные методы, доминирующие малыши и дошкольники занимают центральное социальное положение, поскольку за ними наблюдают, за ними повторяют их любят.
Таким образом, доминирование детей младшего возраста и дошкольников соизмеримо с традиционными этиологически производнымим теоретическими и эмпирическими основами построения; другие члены группы ведут себя так, как будто они рассматривают "альфа" как обладателей передовых знаний и компетенций и поэтому мотивированы наблюдать за ними, учиться у них и быть рядом с ними.
Потеря престижа с течением времени.
Исследование неэтологической литературы, однако, показывает, что дети, которые могут быть оценены как доминирующие в классическом смысле (ресурсно-ориентированные, агонистические) в детском саду и раннем школьном возрасте, не пользуются таким же вниманием в более старшем возрасте.
В этой возрастной группе социальные предпочтения, по-видимому, отражают растущее внимание детей к более позитивным качествам у своих сверстников.
Другими словами, дети дошкольного возраста не являются необязательными - в принципе, отторженными принудительными стратегиями, но старшие дети все чаще отталкиваются от такого поведения.
В отличие, например, от доминирующих детей младшего возраста и дошкольников, агрессивные 6-летние дети все еще могут быть привлекательными социальными партнерами. К третьему классу, однако, доминирующие агрессивные дети больше не получают предпочтения от сверстников и оцениваются ими негативно.
Исследования, проведенные в социуме, хотя и не ориентированы непосредственно на социальное доминирование, подтверждают, что агрессивные дети - магниты для неодобрения сверстников.
В раннем подростковом возрасте агрессивные индивидуумы продолжают оставаться менее популярными, чем их сверстники, и, соответственно, оцениваются как менее привлекательные.
С личностной точки зрения, сходные характеристики у взрослых (т.е. контролирующие, враждебные и агрессивные) негативно связаны с подобием.
Эти данные свидетельствуют о том, что агрессивно-насильственные тенденции все меньше и меньше переносятся по мере взросления детей.
Правдоподобные выводы и последствия.
Агрессивно-насильственное поведение у детей младше 5 лет может не вызывать отчуждения.
Зачастую именно активный, экстравертный и сознательный ребенок, который хорошо виден своим сверстникам и востребован в качестве партнера, несмотря на его или ее тенденцию преобладать в спорах о ресурсах, которые ценятся детьми в этом возрасте (например, игрушки, внимание).
Но для детей достаточно старшего возраста, чтобы достоверно сообщить, кто им больше всего нравится, агрессивные дети не входят в список предпочитаемых товарищей по игре. Эта тенденция сохраняется на протяжении всего подросткового и взрослого возраста.
Если говорить на языке социального доминирования, то можно сделать вывод, что "доминирующие" лица больше не являются ключевыми игроками в социальной группе.