Когда в Торе рассказывается, как Всевышний сотворил и оживил Первого Человека, там говорится: «И создал Г-сподь Б-г человека из земного праха, и вдохнул в его ноздри дыхание жизни – и человек ожил» (Берешит, 2:7). «И человек ожил» – буквально «стал живой душой» (נֶפֶשׁ חַיָּה – нефеш хая). Чтобы понять, что такое «жизнь», мы обязаны познакомиться с понятием «душа» – нефеш.
Одно из значений слова нефеш – стремление и желание. Например, праотец Авраам говорит: «Если вы действительно хотите помочь мне (אִם יֵשׁ אֶת נַפְשְׁכֶם – им еш эт нафшехем)…» (там же, 23:8). Нефеш – это желание.
Человек сотворен таким, что ему всегда чего-нибудь хочется, и ему даны силы, чтобы это желание осуществить. Он идет навстречу своим желаниям. В этом смысле жизнь немыслима без желаний. Сама жизнь – это стремление человека к осуществлению поставленных перед собой целей.
Мудрецы отмечают, что слово רצון (рацон – «желание») происходит от основы רץ (рац – «бежать»). Человек постоянно уходит от своей сущности и устремляется к чему-то внешнему. Он просто «бежит» от себя. Так родник бьет из глубин земли, а затем убегает от своего источника. Это жизнь. И поэтому воды родника называют «живыми» – маим хаим. «Живая душа» (нефеш хая) – это стремление к осуществлению своих желаний. Мы стремимся к жизни и желаем жить.
Это один аспект. Но есть еще одно понимание слова нефеш...