Советские писатели создали много ярких произведений о великой и прекрасной сталинской эпохе.
И все же надо сказать, что они в большом долгу перед народом. У нас еще мало книг о новаторах производства, передовых стахановцах, инженерах, мало книг о содружестве ученых и рабочих.
Опыт современной борьбы за высокие показатели на про изводстве говорит, что успехов можно достичь усилиями многих людей, целого большого коллектива.
Рабочие сталинградского завода «Красный Октябрь» соревнуются с коллективом московского завода «Серп и молот».
С волнением узнали сталинградцы о том, что москвичи успешно завершили пятилетку в четыре года.
Что надо сделать, чтобы завод не потерял первенство, чтобы он догнал и перегнал «Серп и Молот» —- вот вопрос, который задал себе каждый рабочий завода.
Из всех цехов в бюро рационализации поступи ли сотни, тысячи предложений, советов, изобретений.
Над раз решением вопроса о досрочном выполнении плана трудились не единицы, не десятки, а сотни, тысячи людей.
Результат вскоре сказался —к середине 1949 года завод стал выпускать продукции столько, сколько рассчитывал выпускать по плану на 1950 г.
Как важно писателю в ярких художественных образах показать зримую черту коммунизма прекрасной советской действительности: атмосферу соревнования, взаимной поддержки и кри тики, когда каждый советский человек стремится внести долю в общее дело, помочь товарищу и опередить его, найти более творческое решение вопроса, чем оно было найдено раньше, тем самым умножить, удесятерить общую силу, открыть невидан ный источник могучего движения вперед, прогресса.
В нашей литературе мы находим немало ярких образов передовых стахановцев, но они еще не отразили всего многообразия этого замечательного героя нашего времени.
Обратимся к такой иллюстрации.
Широко известно имя Владимира Ворошина, помощника бригадира фабрики Трехгорная мануфактура.
Это его имя упоминали московские рабочие в письме к товарищу Сталину. Ворошин добился выдающегося успеха: его бригада в свое время взяла на себя обязательство выполнить пятилетний план в три года и 3 месяца.
Но и этот срок удалось сократить до двух лет и восьми месяцев.
Вы останавливаетесь над этой цифрой —два года и восемь месяцев. Это не просто рекорд.
За ней скрыто нечто очень значительное и глубокое: стиль работы человека.
Ворошин-труженик новой сталинской эпохи.
Он—человек физического и умственного труда.
Он следит за исправностью ткацких станков, ремонтирует их и в то же время по-новому органи зует всю работу бригады: устанавливает чистоту и порядок ра бочего места, борется за высокую производственную культуру.
На вопрос корреспондента «Литературной газеты», как Ворошин с бригадой добивается высоких показателей и почему соседняя с ним бригада при тех же условиях отстает от них, стахановец отвечает: представьте себе воинскую часть на марше.
Длинный переход будет пройден, если люди рассчитают свои силы, если сохранят быстрый, но ровный темп, если учтут все особенности пути.
Так и на производстве: успеха добьется не тот, кто привык к штурмовщине, к рывкам, а тот, у кого длинное дыхание, кто умеет работать быстро и четко.
Писателю необходимо показать это длинное дыхание Ворониных, показать своеобразие их стиля, жизни, показать, что стахановец овладевает мастерством, ставит рекорд, ведет за со бой массу рабочих так, как ученый создает труд: упорно и си стематически идя вперед, не отчаиваясь, когда на пути встречаются трудности, и не успокаиваясь на достигнутом при успехе.
А колхозное строительство, то передовое, коммунистическое, что выросло на колхозных полях?
Разве нельзя предъявить писателю ряд требований и в этом отношении? Разве, например, тема мичуринского преобразования природы, содружества науки и груда нашла свое глубокое, законченное выражение в нашей литературе?
Разве у нас много ярких образов ученых-мичуринцев, которые пришли на помощь новаторам сельского хозяйства?
Мы знаем, как органически связаны наши ученые с колхоза ми. Сила лысенковской агрономической науки в том, что в ее лабораториях трудятся тысячи колхозников, её ассистентами яв- ляются миллионы новаторов сельского хозяйства.
С другой стороны, мощь наших колхозов объясняется тем, что они идут по пути, указанному партией, указанному передовой наукой и на этой дороге достигают невиданных, изумительных результатов. Но литература слабо показывает этот союз труда и науки.
Характерно, что художники предпочитают оставлять ученых за кули сами, в тени: с ними переписываются колхозники, мы читаем их письма, статьи, слышим их выступления по радио, носами они на сцене появляются редко.