Найти тему

ПОЕДАЮЩИЙ ДУШУ: ЧЕРНЫЕ ШАМАНЫ БАЙКАЛА

Оглавление

Всегда интересно читать тексты, написанные несколько веков назад. Своеобразный язык и манера изложения материала, факты, о которых нам порой ничего не известно, или информация, которая, «пройдя» через десятки рук, получила сегодня совсем иную интерпретацию, нежели в первоисточнике.

Уникальным специалистом в области этнографии бурятского народа, истории их верований и культуры был в XIX – начале XX веков Матвей Николаевич Хангалов. Матвей Николаевич – патриот бурятской нации, просветитель, народный учитель, фольклорист… По результатам организованных им экспедиций для изучения шаманства был написан ряд интереснейших статей, среди которых опубликованная в Этнографическом обозрении в 1895 году «Духи-людоеды у бурят. (К вопросу о человеческих жертвоприношениях)».

О подобном аспекте бурятского быта мы расскажем словами Матвея Хангалова.

Черные заяны-людоеды

Кроме ада и му-шубун, питающихся человеческим мясом, у бурят есть и другие духи-людоеды, которые еще сильнее, чем ада и му-шубун. Эти духи-людоеды принадлежат к числу сильных и больших черных заянов (духи среднего (земного) мира, являющиеся воплощением душ умерших шаманов). Для таких заянов буряты в прежнее время приносили в жертву людей, чтобы умилостивить этих духов-людоедов.

Существование духов-людоедов и обряда «долё» вполне доказывает, что у бурят когда-то были такие жертвоприношения. Подтверждением служат слова призываний черных заянов, например:

Красная кровь – питье,
Человеческое мясо – харчи,
Черное вино – уменье (мудрость),
Черный от кипи котел,
Черная, как деготь, пища...

В настоящее время заянам обыкновенно приносят в жертву животных.

В числе восточных хатов и тэнгэринов (хат – божество-правитель, сын или внук тэнгэри; тэнгэрины – божества-небожители, среди которых добрые «белые» западные и злые «черные» восточные), которые считаются покровителями черных заянов и шаманов, тоже есть людоеды.

Поедающий душу

Черные шаманы – представители черных заянов, восточных хатов и тэнгэринов. Буряты и теперь обыкновенно говорят, что черный шаман ест людей, хотя сейчас это не соответствует действительности.

Нынешний черный шаман, по словам бурят, не ест человека в буквальном смысле этого слова, а только ест душу человека, с помощью своего покровителя черного заяна.

Черные шаманы считались людоедами, их не любили и боялись – как людоедов и как причиняющих разные несчастья и болезни. Боятся их и теперь, хотя человеческих жертвоприношений уже не существует.

Интересно обратить внимание на борьбу черных шаманов между собой, причем часто случается, что один черный шаман «ест душу» другого черного шамана. Когда два черных шамана рассорятся между собой, то, желая съесть друг друга, они выходят на борьбу следующим образом: оба шамана шаманят, призывая каждый своих покровительствующих заянов; в это время их души борются между собой. Если душа одного черного шамана в борьбе побеждает душу другого черного шамана, то победившая ест побежденную.

Во время такой борьбы иногда душа одного черного шамана обращается в медведя или волка и гонится за душою другого шамана, душа которого тоже обращается косулей или каким-нибудь другим животным. Победитель, обратившийся в медведя или волка, догнав своего противника, обыкновенно съедает его.

Это доказывает людоедство черных шаманов и покровительствующих им черных заянов, хатов и тэнгэринов.

Пугающий обряд «хун-долё»

-2

При религиозном обряде «хун-долё» давали человека в жертву черному заяну во время болезни; это означало, что за больного человека дают другого человека, т.е. больного заменяют другим и желают умилостивить того черного заяна, который послал болезнь больному; тогда черный заян, приняв человеческое жертвоприношение и умилостивившись, пошлет выздоровление больному. Это у бурят называется «долё», т.е. замена. Вот предание о «долё».

Были два брата: один Тöмö, богатырь, а другой брат бедный Тэрму. Однажды богатый Тöмö сильно заболел; вследствие этого он обратился к черному шаману, который сказал, что нужно делать жертвоприношение человеком, т.е. долё. Тöмö совершил религиозный обряд. У Тöмö жила одна девица служанка, которую звали Боржихон; выбор черного шамана пал на эту девицу, которую и принесли в жертву по обряду хун-долё, как обыкновенно приносят теперь в этих случаях животных. Приступив к обряду «хун долё», сделали все приготовления, а потом эту девицу Боржихон убили. После этого вышли в степь, где по обряду разложили огонь, на который положили тело убитой головой к юго-востоку, и таким образом сожгли. Но после этого религиозного обряда «хун-долё» богач Тöмö помер; это значит, что черный заян не принял жертвоприношения хун-долё.

Другое предание говорит, что богач Доно имел одного сына, который сильно заболел. Тогда, по совету черного шамана, совершили религиозный обряд «хун-долё», для которого взяли мужчину, выбрав одного работника из 25. После этого обряда сын богача Доно выздоровел. Это значит, что черный заян принял жертву, т.е. душу работника принял за душу сына Доно.

Таким образом прежние буряты больного человека заменяли другим, посредством религиозного обряда «хун-долё», как ныне больного заменяют в долё животными. По мнению бурят, если человек сильно заболеет и должен помереть по воле заянов, то все-таки с помощью хорошего шамана он может выздороветь, отдав на место себя какое-нибудь домашнее животное в «долё»; если же животное нельзя отдать, заяны не принимают, то можно отдать какого-нибудь постороннего человека из соседей или же из родных вместо себя.

В прежнее время, если к тяжко больному и умирающему призывали хорошего и черного шамана, тогда соседи и родные больного сильно побаивались, чтобы шаман взамен больного не отдал одного из них. Соседи и родные принимали меры предосторожности: в юрте разводили большой огонь и ночью не спали, так как будто бы у неспящего человека душу трудно взять, она не выходит из тела, когда же человек спит, то его душу можно выгнать из тела и легко поймать.

Сегодня этот обычай (к счастью!) прекратился, хотя все-таки остались воспоминания об этих обрядах, ясно свидетельствующие об их существовании.

Читайте также: