Интересное решение проблемы темпов в колхозном строительстве дал Пришвин в повести «На берегу Зеи».
Сержант Павел Афремов вернулся с фронта в родное село, о котором думал с такой любовью все годы борьбы, где бы ни находился: на своей и чужой земле, зимою и летом,в блиндаже и на марше. За войну Павел окреп, созрел, стал большевиком. В колхозе ею выбрали парторгом, и теперь, в новой обстановке, он опять чувствует себя на передовой линии огня. Надо приложить все усилия, чтобы выиграть и трудовую битву: сделать свой кол хоз самым лучшим в районе.
В родной колхоз Афремов пришел с широкими планами: и стопудовый урожай он хочет видеть на своих полях, и электростанцию, и еще многое такое, что сразу не выскажешь... Мысль его залетает далеко вперед... Писатель показал нам большевика, окрыленного большой горячей идеей, которая помогает ему жить и работать...
В противовес Павлу в повести дан председатель колхоза Лукин — человек, хотя и честный, советский, хо зяйственный, но медлительный, тяжелый на подъем, безинициативный. Ему непонятен порыв Павла, его стремление удвоить силы людей, вызвать на соревнование самый передовой в районе Крутоярский колхоз.
Ведь планы их, Дубовской деревней, выполняются, люди живут зажиточно. Чего еще нужно? Не то, что Лукин против соревнования, но ему кажется не поднять, не осилить такого дела его небольшому коллективу.
Так из столкновения афремовского, творческого отношения к труду и лукинского-инертного, пассивного, определяется важнейший конфликт повести.
Может быть, в другое время и в дру гом месте Лукин казался бы уже не таким отсталым человеком, но теперь, когда в годы сталинских пятилеток выросли новые люди, которые неудержимо стремятся вперед, хотят сделать родину еще краше, богаче, чем до войны, добиться рекордных урожаев, обогнать время, председатель колхоза выглядит не привлекательно.
Невиданный расцвет творческой энергии, инициативы наше го народа, рост темпов тесно связан с повышением культурного уровня советского человека.
В Советском Союзе весь народ повышает свою культуру. Известно, что у нас учатся широкие народные массы, что в на ших вузах больше студентов, чем во всех западно-европейских странах. Но главное то, что в нашей стране растет новая интеллигенция, кровно связанная с партией, с народом.
Наша интел лигенция вооружена самой передовой теорией марксизма-лени низма. Она упорно осваивает все культурное богатство, которое оставили русские ученые и писатели, другие народы и страны.
Сила нашего интеллигента в том, что его культура сочетается с передовым мировоззрением, и в этом сочетании вновь ярко и весомо проглядывают зримые черты члена будущего ком мунистического общества.
Если собрать все произведения послевоенного периода, то из них возникает широкая картина жизни и борьбы советского человека в дни войны и мира.
В то время, как дальневосточники прокладывали трубы нефтепровода, молодые краснодонцы взрывали немецкую комендатуру, распространяли листовки, секретарь Черниговского подпольного обкома партии собирал силы для партизанской борьбы, врачи и санитары военного поезда из «Спутников» Пановой самоотверженно помогали раненым. Решить все эти сложные задачи мог советский человек 40-х го дов, у которого высокая идейность сочеталась с интеллектуальной зрелостью.
Так, например, чтобы успешно провести разведку в тылу врага («Звезда» Казакевича), молодому советскому командиру надо было иметь опыт воина, умеющего быстро ориентировать ся в обстановке, владеть немецким языком, чтобы получать сведения от немецкого «языка», разбираться в радиоделе, чтобы быстро передать сообщение в свою часть.
Может быть ярче все го эта зрелость советского человека сказалась в истории «Моло дой гвардии». Юноши, почти дети, организовали сложную, подпольную борьбу, требующую большой идейной силы, ума, выдержки, сноровки, энергии, осторожности и смелости.
Чтобы в короткий срок осуществить грандиозную сталин скую программу строительства нефтепровода, надо было иметь таких опытных, знающих руководителей, «профессоров руководства», как Батманов и Залкинд, такую технически образован ную, талантливую, кровно связанную с народом интеллигенцию, как Беридзе, и Ковшов, таких подготовленных, передовых ра бочих, как Умара Магомет, Солнцев, Махов и другие. Это все зрелые мастера своего дела, зрелые работники советского госу дарства — будущего коммунистического общества.
Продолжение.