Среди эскимосов Провиденского района Чукотского автономного округа существовали зимние «личные» праздники (у южных племенных групп азиатских эскимосов ун`азиг`мит (Чаплино), аватмит (Аван), сиг`иныгмит (Сереники) и др.).
Основной частью этих праздников было угощение присутствующих, раздача подарков, призов, «кормление» предков, обряд «возвращения» морских зверей, шаманское пение.
Зимние праздники отличались от большинства других более массовых эскимоских праздничных ритуалов - весенних и осенних праздников, промысловых праздников, летних спортивных состязаний, обряда подбрасывании на моржовый шкуре и т.д..
Зимние «личные» праздники по духу своему были гораздо более индивидуальными - их отмечали ежегодно только определенные семьи или группы родственных семей, назывались они по имени своего «хозяина» («праздник Анкаугье», «праздник Налюгъяка» и т.п.).
Они и справлялись фактически только самой семьёй «хозяев» праздника, а все остальные присутствующие - ближайшие родственники, члены того же клана, старейшие жители поселка и др. - были заранее приглашены в качестве гостей, зрителей, исполнителей отдельных церемоний, но не полноправных участников.
Почти все традиционные праздники перестали справляться в течение 1930-х годов; однако воспоминания о личных праздниках сохранились у нынешнего старшего поколения эскимосов с наибольшей четкостью.
Ауатах`пак – «нерпичий пузырь». К центральному столбу яранги, над жирником и блюдами с угощениями вешали специальной поплавок из нерпичьей шкуры, используемый при морской охоте.
Этот праздник сопровождался церемонией «кормления» предков, угощением присутствующих.
Аягак` - «поднятие тяжестей». На празднике после «кормления» предков и угощения, проводилась церемония поднимания специального камня.
Сначала его поднимал сам хозяин праздника, затем другие мужчины - члены его семьи, потом к камню подходили женщины из этой семьи, которые дотрагивались до него рукой.
Потом этот камень по очереди поднимали все приглашенные на праздник мужчины.
Тех, кому не удавалось его поднять, высмеивали, стыдили и отправляли «помогать женщинам».
Этот праздник заканчивался утром или к середине дня.
Сам камень, вместе с ритуальной посудой, убирали до следующего года.
Ипугутак` - «вилка». На этом празднике мясо с ритуальных блюд брали не руками, а специальными деревянными вилками.
Он продолжался целый день.
Kамыхтак` - «деревянный кит». На празднике изготавливали маленького (30-40 см) деревянного кита, которого подвешивали на длинном ремне к месту верхнего соединения шестов яранги.
После «кормления» предков, до угощения гостей, участники церемонии вставали попарно в противоположных углах яранги и раскачивали друг к другу кита на ремне: сначала хозяин праздника со своей женой, затем по очереди их дети, а потом приглашеные родственники.
Считалось, что деревянный кит должен «унести» от людей все болезни.
Праздник проводился в течение дня.
Маг`ляк – «пение и танцы». После угощения участники праздника танцевали под аккомпанемент бубна и хорового пения.
Все присутствующие перед танцами обменивались заранее принесенные ими подарками.
Праздник длился с ночи до середины дня.
Мумг`утак – «танцы по кругу». В этот день в яранге хозяина через дымовое отверстие выставляли высокий шест, к которому привязывались шкурки песцов и лисиц.
После «кормления» предков и угощения, молодые женщины и девушки из семьи хозяина, и специально приглашенные на праздник, становились вокруг этого столба и танцевали под бубен и песни, двигаясь по кругу поочерёдно то по кругу то в одну, то в другую сторону.
Танцы длились без перерыва в течение длительного времени.
Ослабевшие участники выходили из круга, а победители получали в конце праздника подарки.
Саяк - для праздника изготавливали специальную сеть из ремней или оленьих сухожилий и маленькие деревянные изображения птиц, которые подвешивали на ремнях к верхней части шестов яранги.
Дергая за ремни, хозяин праздника, или кто-нибудь из членов его семьи, поднимал и опускал деревянных птиц, которые как бы «спускались» к жирнику и ритуальным блюдам с мясом.
В яранге на ремнях также подвешивали маленькие деревянные весла, расписанные кровью животных.
Этот праздник длился несколько дней.
Синак` (от слова синаг`ак`а - целовать кого-либо) - весёлый праздник, на котором, после угощения, молодые члены семьи хозяина и специально приглашенные неженатые юноши и девушки должны были, встав по двое, взять в рот с двух сторон маленькую полоску китового уса и откусывать её зубами с обоих концов. Праздник проводился в течении одного дня.
Талъик` (талъик`- рука). После угощения женщины из семьи хозяина и их близкие родственники, танцевали в кругу держа в руках длинные пучки белой оленьей шерсти.
Такие же пучки шерсти они привязывали к своим волосам, а мужчины, игравшие на бубне - к ободу бубна.
Танец исполняли два раза в пологе и один раз в холодной части яранги.
Праздник заканчивался в середине дня.