Найти тему
Мир как театр

Зимние «личные» праздники эскимосов

 https://www.2do2go.ru/uploads/ced1777dee959750c2e96315f6c0a507.jpeg
https://www.2do2go.ru/uploads/ced1777dee959750c2e96315f6c0a507.jpeg

Среди эскимосов Провиденского района Чукотского автономного округа существовали зимние «личные» праздники (у южных племенных групп азиатских эскимосов ун`азиг`мит (Чаплино), аватмит (Аван), сиг`иныгмит (Сереники) и др.).

Основной частью этих праздников было угощение присутствующих, раздача подарков, призов, «кормление» предков, обряд «возвращения» морских зверей, шаманское пение.

Зимние праздники отличались от большинства других более массовых эскимоских праздничных ритуалов - весенних и осенних праздников, промысловых праздников, летних спортивных состязаний, обряда подбрасывании на моржовый шкуре и т.д..

Зимние «личные» праздники по духу своему были гораздо более индивидуальными - их отмечали ежегодно только определенные семьи или группы родственных семей, назывались они по имени своего «хозяина» («праздник Анкаугье», «праздник Налюгъяка» и т.п.).

Они и справлялись фактически только самой семьёй «хозяев» праздника, а все остальные присутствующие - ближайшие родственники, члены того же клана, старейшие жители поселка и др. - были заранее приглашены в качестве гостей, зрителей, исполнителей отдельных церемоний, но не полноправных участников.

Почти все традиционные праздники перестали справляться в течение 1930-х годов; однако воспоминания о личных праздниках сохранились у нынешнего старшего поколения эскимосов с наибольшей четкостью.

 https://corpomir.ru/news/img/big/6139-Malym-natsiyam-podkinut-denezhek.jpg
https://corpomir.ru/news/img/big/6139-Malym-natsiyam-podkinut-denezhek.jpg

Ауатах`пак – «нерпичий пузырь». К центральному столбу яранги, над жирником и блюдами с угощениями вешали специальной поплавок из нерпичьей шкуры, используемый при морской охоте.

Этот праздник сопровождался церемонией «кормления» предков, угощением присутствующих.

Аягак` - «поднятие тяжестей». На празднике после «кормления» предков и угощения, проводилась церемония поднимания специального камня.

Сначала его поднимал сам хозяин праздника, затем другие мужчины - члены его семьи, потом к камню подходили женщины из этой семьи, которые дотрагивались до него рукой.

Потом этот камень по очереди поднимали все приглашенные на праздник мужчины.

Тех, кому не удавалось его поднять, высмеивали, стыдили и отправляли «помогать женщинам».

Этот праздник заканчивался утром или к середине дня.

Сам камень, вместе с ритуальной посудой, убирали до следующего года.

Ипугутак` - «вилка». На этом празднике мясо с ритуальных блюд брали не руками, а специальными деревянными вилками.

Он продолжался целый день.

Kамыхтак` - «деревянный кит». На празднике изготавливали маленького (30-40 см) деревянного кита, которого подвешивали на длинном ремне к месту верхнего соединения шестов яранги.

После «кормления» предков, до угощения гостей, участники церемонии вставали попарно в противоположных углах яранги и раскачивали друг к другу кита на ремне: сначала хозяин праздника со своей женой, затем по очереди их дети, а потом приглашеные родственники.

Считалось, что деревянный кит должен «унести» от людей все болезни.

Праздник проводился в течение дня.

https://www.culture.ru/storage/images/de17fed64e83dd46e62a4fb4dc40a11c/2842e03b79bbc348e0c513b44e8d8f13.jpeg
https://www.culture.ru/storage/images/de17fed64e83dd46e62a4fb4dc40a11c/2842e03b79bbc348e0c513b44e8d8f13.jpeg

Маг`ляк – «пение и танцы». После угощения участники праздника танцевали под аккомпанемент бубна и хорового пения.

Все присутствующие перед танцами обменивались заранее принесенные ими подарками.

Праздник длился с ночи до середины дня.

Мумг`утак – «танцы по кругу». В этот день в яранге хозяина через дымовое отверстие выставляли высокий шест, к которому привязывались шкурки песцов и лисиц.

После «кормления» предков и угощения, молодые женщины и девушки из семьи хозяина, и специально приглашенные на праздник, становились вокруг этого столба и танцевали под бубен и песни, двигаясь по кругу поочерёдно то по кругу то в одну, то в другую сторону.

Танцы длились без перерыва в течение длительного времени.

Ослабевшие участники выходили из круга, а победители получали в конце праздника подарки.

Саяк - для праздника изготавливали специальную сеть из ремней или оленьих сухожилий и маленькие деревянные изображения птиц, которые подвешивали на ремнях к верхней части шестов яранги.

Дергая за ремни, хозяин праздника, или кто-нибудь из членов его семьи, поднимал и опускал деревянных птиц, которые как бы «спускались» к жирнику и ритуальным блюдам с мясом.

В яранге на ремнях также подвешивали маленькие деревянные весла, расписанные кровью животных.

Этот праздник длился несколько дней.

Синак` (от слова синаг`ак`а - целовать кого-либо) - весёлый праздник, на котором, после угощения, молодые члены семьи хозяина и специально приглашенные неженатые юноши и девушки должны были, встав по двое, взять в рот с двух сторон маленькую полоску китового уса и откусывать её зубами с обоих концов. Праздник проводился в течении одного дня.

Талъик` (талъик`- рука). После угощения женщины из семьи хозяина и их близкие родственники, танцевали в кругу держа в руках длинные пучки белой оленьей шерсти.

Такие же пучки шерсти они привязывали к своим волосам, а мужчины, игравшие на бубне - к ободу бубна.

Танец исполняли два раза в пологе и один раз в холодной части яранги.

Праздник заканчивался в середине дня.