Все знают, что маленькие дети любят яркие цвета. Но не все замечают, что любое понятие у ребёнка поначалу ассоциируется с одним конкретным цветом. Если разложить перед ребёнком набор цветных фломастеров и попросить дать фломастер «мама», он чаще всего выберет фломастер красного цвета, а на слово «лес» выберет зелёный или коричневый.
Это надо учитывать при написании слов в самодельной книжечке, которую мама готовит для обучения малыша чтению. Картинку мы рисуем разноцветную, но слово под ней пишем поначалу тем цветом, который выбрал ребёнок.
Первый этап занятий
Мама сажает ребёнка на колени и предлагает ему «посмотреть картинки». Конечно, нельзя для этого отрывать малыша от другого увлекательного занятия, надо выбрать такой момент, когда ребёнок спокоен и настроен на общение. Через несколько дней, если вы сумеете проводить занятие в позитивном ключе, у ребёнка выработается привычка «смотреть картинки», и он даже начнёт сам вам об этом напоминать.
Показывая малышу изображение, громко произносите слово с разной интонацией. Акцентируйте внимание на написании, для чего можно иногда, как бы ненароком, закрыть рукой изображение, а показать ребёнку только написание, а затем заново написать слово на отдельном листочке.
Взрослый должен показывать, что ему самому очень интересно, что же нарисовано на следующих страницах самодельной книжки. Малыш может торопиться, вырывать книжечку из рук матери, она не должна высказывать своего недовольства, просто надо показать ребёнку, что лучше смотреть спокойно, по порядку.
Через три-четыре занятия, можно предложить малышу поиграть: показывать, например, страничку с морем, закрывая изображение, и весело спрашивать: «Это река?»
Практически всегда в таком случае малыш поправляет взрослого и со смехом говорит правильный вариант ответа.
Когда вам кажется, что ребёнок уже запомнил правильное написание слов, книжечка разрезается на две части – верхнюю с картинками и нижнюю со словами.
Во время занятия ребёнку сначала предлагается найти изображение, а затем в другой половинке книжечки слово, которое соответствует этому изображению. («Давай, найдём здесь с тобой дом! Вот он. А здесь, где дом?»)
Если ребёнок ещё маленький и пока что плохо говорит, он всё равно может соотнести написанное слово и картинку.
Эта статья - часть цикла "Как научить малыша читать". Первую статью читайте здесь.