Продолжаю свои путевые заметки и, заодно, полевые исследования micromobility в Европе. Сегодня меня занесло в Бельгию, и мне есть чем поделиться!
В столицу Бельгии приезжают для решения деловых и правовых вопросов, так что ездоков на улицах хоть отбавляй. На машине втиснуться в поток практически нереально, но каршеринг все равно развит очень хорошо. При этом транспорт в Брюсселе очень дорогой - метро 2,10 евро.
Причин такой ситуации три (и первые две взаимосвязаны):
- Во-первых, Брюссель не зря называют столицей Европы. Здесь находится сразу три штаб-квартиры - ЕС, ООН и Европейской комиссии по правам человека. Думаю, эти названия известны даже очень далеким от политики людям. Здесь ведется подготовка законов, которые затем примут в Стратсбурге
- Во-вторых, по протяженности и плотности пробок в Европе нет равных только Брюсселю и Москве
- В-третьих, метро в Брюсселе достаточно маленькое. В час пик удобнее (и экологичнее) добираться своим ходом
Как все устроено в Бельгии
В Брюсселе достаточно много брусчатки, поэтому передвигаться по городу на самокате мне не понравилось - зубодробительное развлечение в прямом смысле, едешь и вибрируешь 😂 Хоть я и большой фанат самокатов, как вы уже поняли, но надо быть честным - этот транспорт не для мостовых. В Брюсселе это тоже понимают, так что работают только две компании, которые занимаются их прокатом.
Самокаты в городе обычно аккуратно припаркованы. Пару раз видел их лежащими или оставленными на пешеходных дорожках, но это буквально единичные случаи. Радует, что в целом брюссельцы уже освоили культуру парковки самокатов и делают передвижение удобным для всех, включая пешеходов. Брюссель уже находится на пути к тому, чтобы разгрузить городские улицы.
Кстати, любопытное наблюдение: европарламентарии (местные "депутаты") уже поставили самокаты с доступом по карте не где-нибудь а в здании парламента, чтобы быстро передвигаться между корпусами. Казалось бы, пятиминутная экономия, но учитывая количество пользователей, в человеко-часах выходят солидные числа! Так сказать, депутаты на самокатах 😁 Ведь, здорово!
Упомянутые мной операторы, у которых можно арендовать электросамокаты - это американские Lime и нидерландские Dott (которые в Нидерландах, внезапно, не работают). Первая компания делает упор на формирование здоровой культуры, а подход второй мне понравился больше, т.к. применим к российским реалиям ☝️
Dott поставили на прочность конструкции, увеличили колеса до 10 дюймов, чтобы справляться с неровностями дороги, сделали палубы шире, добавили двойную тормозную систему. Так что их транспорт выглядит более устойчивым и безопасным - живое возражение людям, которые считают, что электросамокаты не предназначены для российских дорог.
Для Брюсселя есть более эффективная, на мой взгляд, альтернатива - электрические велосипеды Jump, продукт Uber. Они занимают столько же места на дороге, но едут гораздо мягче и плавнее. Да и обходятся дешевле, чем самокаты.
Что можно почерпнуть для нас?
Для России, мне кажется, будут перспективны проекты типа Jump - с быстрыми, удобными, компактными электровелосипедами.
Самокаты - это выбор подрастающего поколения, которое их застало. Старшим людям (тем, кому сейчас от 30 и выше) все же привычнее велосипеды. У каждого поколения свой предел мечтаний 😁 Ну и навык езды - конечно, арендовать будут то, на чем уже привыкли ездить, а учиться захотят единицы.
А вы бы стали осваивать новое транспортное средство? Или остались бы верны уже знакомому? Давайте вместе подтвердим или опровергнем мою гипотезу в комментариях)
Георгий Качановский
Эксперт экономики шеринга