Заикание у детей — довольно частое явление. Родители нередко говорят об этом со слезами на глазах, но бывают и такие случаи, когда врач при обследовании обнаруживает у ребенка заикание, а мать удивлена и даже пытается отрицать этот факт. Что же такое заикание и как родителям относиться к своему ребенку, если он начал заикаться?
Обычно заикание начинается между 3- 4 годами, иногда же несколько позже или раньше. В некоторых случаях заикание возникает сразу сильное. Чаще же заикание развивается постепенно. Заиканием называется такое заболевание, когда нарушается плавное течение речи: ребенок, пытаясь произнести слово, напрягается и через некоторое время как бы выдавливает его. Эти задержки в речи бывают более или менее длительные и частые. Иногда же, особенно в начальной стадии заикания, ребенок, прежде чем произнести слово, начинает с некоторым напряжением несколько раз повторять его первый слог, например: "ко-ко-ко — кошка".
Правильный подход к заикающемуся ребенку в семье иногда бывает вполне достаточным для того, чтобы заикание прекратилось. Неправильный подход к ребенку — вызывает дальнейшее развитие заикания. Иногда детский врач, к которому обращается родители, советует, постарайтесь уберечь ребенка от раздражения. Верно, что заикание часто связано с общей нервностью ребенка, верно также, что ребенка не нужно раздражать.
Однако неправильно поступят родители, если на основании такого совета врача они начнут потакать всем капризам ребенка. Но делается ли ребенок действительно спокойнее в результате такого безрассудного потакания его капризам? Нет, как раз наоборот: когда ребенок знает, что, покапризничав, он добьется всего, чего хочет - он все чаще и чаще пользуется этим средством и не терпит никаких отказов. В еде он требует только того, что ему нравится, причем кушает, когда ему вздумается; спать ложится всегда с капризами и не вовремя. В результате: ребенок потерял аппетит, сон у него плохой, настроение неровное, раздражительность и заикание возросли, и будут продолжать возрастать, если родители не изменят своего отношения к нему.
В чем же заключается правильный подход родителей к заикающемуся ребенку?
Всякую болезнь лучше предупредить, не дать ей возникнуть, чем лечить уже резвившуюся, а тем более запущенную. Можно предупредить и заикание, так как оно в детском возрасте чаще всего — следствие неправильного речевого развития. Речь ребенка развивается в результате подражания речи окружающих, поэтому родители должны быть, прежде всего, и особенно внимательны к своей собственной речи и к своему обращению с ребенком. Торопливая, возбужденная, невнятная речь, неровность в отношениях с ребенком (то неумеренное баловство, то ни на чем не основанная строгость), различный подход со стороны родителей (один балует, другой наказывает), неорганизованный день ребенка (еда и сон не во-время, нерегулярные прогулки), - все это способствует развитию нервности и заикания.
Следовательно, хорошая, неторопливая, внятная речь родителей — одно из первых условий развития здоровой речи у детей. Некоторые родители, радуясь, что их крошка начал говорить, начинают слишком рано учить ребенка многим новым подчас сложным словам. Ребенок легко запоминает эти слова, знает наизусть много стишков, сказок, и его с гордостью демонстрируют знакомым. Но приходит день, когда ребенок начинает заикаться: его речь перегружена слишком обильным и сложным для его возраста материалом, - он с ним не справляется. В таких случаях рекомендуется временно спрятать часть книг, предать забвению стихи и сказки, часто рассчитанные на более старший возраст, и перевести ребенка на соответствующий его возрасту материал.
Вместо сложных для малыша сказок и стихов его можно заинтересовать самыми простыми маленькими рассказиками по картинкам. Язык рассказов должен быть совершенно понятен ребенку, фразы коротки, содержание взято из обихода ребенка. Рассказ можно инсценировать игрушками, рисунками. Если ребенок постоянно находится в компании детей более старшего возраста, то целесообразно переключить его в среду однолеток, так как и игры и речь старших детей предъявляют к нему более серьезные, подчас непосильные требования.
Благотворно влияет на речь ребенка пребывание его в детском саду. Как бы тяжело ни переживали родители заикание своего ребенка, они не должны давать ему это чувствовать. Неразумно сердиться на заикающегося ребенка и требовать от него, чтобы он говорил хорошо: ведь он говорит так не нарочно. Не следует также в его присутствии проявлять чувство жалости, сокрушаться, так как тогда ребенок начинает сам бояться своего заикания, иногда воздерживается от речи, особенно при посторонних, что усиливает этот его недостаток и очень затрудняет борьбу с ним. Ребенку нужно спокойно внушать, что его заикание скоро пройдет. Когда мать, видя речевое затруднение ребенка, догадывается, что он хочет сказать, - она сама четко и медленно должна сказать за него, и он легко повторит за ней.
Обычно в отношении дошкольника эти мероприятия достаточны для того, чтобы его речь исправилась. Если же улучшения нет, - нужно обратиться к специалисту по речи и совместно с ним продолжать лечение ребенка. Те же самые советы можно дать и руководительнице детского сада, где есть заикающиеся дети. Заикающегося ребенка, каким бы развитым он ни казался, не держите в группе более старших, чем он: речевые требования, предъявляемые к детям старшей группы, непосильны ему. Если приходится перевести ребенка в младшую группу, ни в коем случае не делайте это в виде наказания. Ни в коем случае также нельзя наказывать и дразнить ребенка за то, что он заикается или иногда даже совсем отказывается от ответа: он не капризничает, а не может сказать.
Выступления на праздниках с речевым материалом для заикающегося допустимы только в коллективе, в хоре, а не индивидуально. Но не надо вдаваться и в другую крайность, т. е. совсем выключать заикающегося малыша из речевой работы, речевого контакта. Наоборот, такого ребенка надо чаще побуждать к ответам на вопросы, к рассказам из своей жизни и к выполнению речевых поручений. Следите за тем, чтобы эти поручения были просты и посильны ребенку; можно послать его вместе с хорошо говорящим ребенком, чтобы они вместе сказали что нужно; можно предварительно прорепетировать, как они скажут.
Речь самой воспитательницы должна быть спокойной, неторопливой — она является образцом для формирующейся речи ее воспитанников. В случае усиливающегося заикания нужно направить ребенка к специалисту по речи.