Да да, именно так и не как иначе. Шедевр, которым можно поистине восхищаться, хотя кто-то может по не знанию и не согласиться со мной. Я и сам когда-то давно проходил возле этого сооружения мимо, не придавая ему никакого особого значения. С виду вроде бы совсем невзрачная на первый взгляд железнодорожная хоз постройка из служебного фонда линии. Но стоит лишь немного приглядеться к старинной кирпичной кладке стен, как тут же понимаешь, что это не совсем обычное здание.
И верно. Это керосиновый погреб или в просторечии "керосинка", ровесница этой дороги, построенная в самом начале ХХ века в период с 1902-1906гг. Строились "керосинки" на Бологое-Полоцкой линии по своему типовому проекту выдающегося архитектора Станислава Воловского, не похожими на аналогичные здания на других линиях.
А для чего нужны были "керосинки"?
"На некоторых станциях держали специальных ламповщиков, которые ведали зажиганием фонарей, лазали свечи менять или добавлять керосин, а когда появились газовые фонари, — и газом заправлять. Горючие вещества хранились в особом керосиновом погребе, напоминающем своим видом некое военно-полевое укрепление или землянку. Лампы зажигали длинными шестами с горящей свечой на конце".
А.Б. Вульфов отрывок из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог"
Раньше такие погреба были на каждой станции на Бологое-Полоцкой линии. Сегодня они сохранились в первозданном виде лишь на отдельных станциях. Причем в рамках музефикации линии любовно приведены в полный порядок службой НГЧ из ржевской дистанции пути. Давайте заглянем внутрь одной из них на станции Куженкино.
На вокзалах более высокого класса (первого и второго) для хранения всего этого хозяйства предусматривались особые отдельные «ламповые» комнаты, а отдельно стоящие керосиновые погреба и не строились. А здесь же мы видим очень выразительные капитальные сооружения, не уступающие по красоте и своей эстетичности фасадам пассажирских вокзальных зданий. Так прочно и вместе с тем самобытно не стали бы строить сейчас.
Давно уже нет на железной дороге коптилок, чада керосинового... Но дух этой дороге присутствует здесь в целостности. Те кто уже успел побывать на Бологое-Полоцкой дороге и проехать по ней на ретро-поезде от Бологого до Осташкова, уже успели во время экскурсий ознакомиться с уникальными старинными станционными комплексами в Куженкино и Осташкове, углубившись в историю российских железных дорог.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК