Найти тему
Балканист

Битва при Варне: крах последнего крестового похода

Ян Матейко. Король Владислав III Варненчик в битве при Варне (1879).

Власть над Балканским полуостровом турки обрели после трех победоносных сражений. Битвы на Косовом поле (1389) и при Никополе (1396) принесли им Сербию, Македонию и Болгарию. Следующую цель османов – Константинополь – спасло поражение турок при Анкаре от войск Тамерлана (1402). Христиане и мусульмане занялись внутренними проблемами, прежде чем 575 лет назад сошлись в новом масштабном сражении у Варны.

Последние годы жизни проигравший битву при Никополе император Священной Римской империи Сигизмунд провел в войнах с чешскими еретиками-гуситами. Среди тех, кто сражался под его началом, был и венгерский дворянин сербского происхождения Янош Хуньяди. 

Разгром гуситов стал последней радостью умирающего Сигизмунда. Его зять и преемник на венгерском престоле Альбрехт II вскоре скончался, после чего в стране воцарилась анархия.

Марчелло Бачиарелли. Владислав III Варненчик
Марчелло Бачиарелли. Владислав III Варненчик

В апреле 1440 года магнаты пригласили на венгерский престол 15-летнего польского короля Владислава III. Числясь в двух странах королем по совместительству, в Польшу Владислав (по-венгерски – Уласло) уже не вернулся.  

Ставший его правой рукой Хуньяди возобновил борьбу с турками, освободив к весне 1443 года Ниш и Софию. Бывший военачальник Мурада II Георгий Кастриоти (Скандербег), вернувшись в албанские горы, поднял соотечественников на борьбу с турками. Папа Евгений IV направил в Венгрию кардинала Джулиано Чезарини для организации нового крестового похода.

Но пока кардинал ехал, Владислав и Хуньяди подписали выгодный мир с османами. Утомленный властью султан Мурад II передал престол своему сыну Мехмеду II и удалился на заслуженный отдых.

Кардинала Чезарини мир не устраивал, и он решил переломить ситуацию.

Жаждавшему подвигов Владиславу он доказывал, что если договор подписывал не король, а его уполномоченные, то и терзаться нечего. 

Для участия в крестовом походе на Варну валашский господарь Влад II (отец знаменитого Влада III Дракулы) прислал 7-тысячный корпус под командованием своего сына Мирчи. Небольшим болгарским отрядом командовал царевич Фружин – сын последнего болгарского царя Ивана Шишмана. Присутствовали контингенты папских и тевтонских рыцарей, чехов и немцев, хорватов и боснийцев, даже литовцев и русских. Но костяк войска составляли польские и венгерские рыцари. Правда, от участия в кампании воздержались Скандербег и сербский деспот Георгий Бранкович.

Янош Хуньяди
Янош Хуньяди

Зато Хуньяди удалось убедить, обрисовав ослепительные стратегические перспективы. Главные силы турок находились в Азии, а перекрывший Босфор венецианский флот, казалось, делал невозможной их быструю переброску. Предполагалось, что, продвинувшись до Варны, крестоносная армия сядет на венецианские корабли и будет морем переброшена в Константинополь. После этого путь османам в Европу перекроют намертво и не спеша зачистят еще остающиеся у турок крепости на Балканах.

В общем, Владислав разорвал договор с турками, чем глубоко возмутил вернувшегося к власти Мурада II. Султан договорился с конкурентами венецианцев – генуэзцами. Переброшенная на их кораблях турецкая армия высадилась в южной Болгарии и 9 ноября 1444 года с запада приблизилась к Варне. Буквально несколькими часами ранее с севера к городу подошло и расположилось лагерем христианское войско численностью от 16 до 24 тысяч воинов.

Появление как минимум вчетверо (если не вшестеро) превосходящего по численности противника стало для крестоносцев неприятным сюрпризом. Впрочем, занятая христианами позиция смотрелась неплохо. Тыл прикрывало Черное море, левый фланг – Варненское озеро, правый фланг упирался в крутые лесистые склоны плато Франга. 

Никто не мешал засесть в вагенбурге (окруженный телегами лагерь с артиллерией) и дожидаться венецианского флота. Именно такой вариант предложил Чезарини. Но Хуньяди настоял на активных действиях.

Вагенбурги. Немецкая гравюра конца XV века
Вагенбурги. Немецкая гравюра конца XV века

Христиане выстроились выгнутой в сторону противника дугой длиной в 3,5 километра. В центре находился король с двумя бандериями (полками) общей численностью в 4 тысячи. Над первой бандерией, которой командовал Иштван Батори, развивалось знамя крестового похода – белое полотнище с красным крестом святого Георгия. Королевский стяг находился во второй бандерии Станислава Банффи. 

Левый, упирающийся в озеро фланг воеводы Михала Силадьи состоял из пяти бандерий венгерского и трансильванского рыцарства, болгар и немецких наемников. 

Примыкавшим к горам правым флангом командовал епископ венгерского города Орадя Ян Доминик, имевший в своем распоряжении западноевропейских крестоносцев кардинала Чезарини, валахов князя Мирчи, а также дружины епископов Рафаэля и Симона Розгонского. 

-5

Турецкий лагерь с двумя воротами был защищен рвом и утыканным железными кольями земляным валом. Иногда между кольями устанавливались большие железные щиты – «огневые точки» для лучников. У палатки повелителя правоверных в землю воткнули копье с насаженной на него грамотой мирного договора. 

Непосредственно при султане находились янычары, а также около 500 верблюдов с вьюками, набитыми деньгами, шелками, ценной посудой. Отчасти содержимое вьюков Мурад собирался использовать для вознаграждения отличившихся воинов, но был здесь еще один хитрый расчет – в случае неприятельского прорыва враг должен был увлечься грабежом каравана, что позволило бы султану получить фору для бегства.

Правым крылом османского войска командовал бейлербей Анатолии и зять султана Гуйеджу Караджа бин Абдулла-паша. Левое крыло возглавлял Шехабеддин-паша, снятый после недавних поражений с должности бейлербея Румелии, но остававшийся не последней фигурой в османской иерархии. Находившему на крайней оконечности левого фланга правителю приштинского санджака Давуд-бею предстояло обойти христиан по плато Франга.

Битва произошла 10 ноября, причем атаковать первыми Владислав и Хуньяди не собирались, рассчитывая сначала обескровить османов в оборонительном сражении. Три часа христиане стояли на холодном ветру, сорвавшим полотна почти со всех стягов. Нетронутым остался лишь стяг Святого Георгия, что многие восприняли как благоприятное знамение. Между тем, отряды Давуд-бея, используя овраги и кустарники, просочились через плато и заняли позиции для удара по правому флангу христианского войска. В атаку они ринулись сразу после того как Шехабеддин-паша обрушился на правый фланг крестоносцев, сдвигая его на юг в сторону озера, залива и находившейся на другой стороне залива небольшой крепости Галата. Когда турки прорвались через линию обозных телег, многие отступавшие христиане оказались загнаны в болото. В числе утонувших оказался и епископ Доминик. Утонул ли кардинал Чезарини или погиб в неравной схватке, точно неизвестно. 

Кардинал Джулиано Чезарини (1398-1444)
Кардинал Джулиано Чезарини (1398-1444)

Натиск Давуд-бея остановила часть переброшенного из центра резерва. Но самому Хуньяди и главным силам резерва пришлось оставаться на месте, отражая атаку Юнус-бея.

Удерживать прикрытый озером левый фланг христианам было проще, поскольку турки атаковали в лоб по открытой равнине. Двигались они под прикрытием лучников, которым пришлось вести перестрелку с чешскими и венгерскими аркебузирами. Ручное огнестрельное оружие только внедрялось в практику, но здесь османам пришлось столкнуться с мастерами своего дела.

Когда лучники и аркебузиры собрали свою жатву, Михай Силадьи атаковал кавалерию Караджи-бея, состоящую преимущественно из незнакомых с рыцарской конницей анатолийских всадников. Атаку подкрепили валахи княжича Мирчи, сковавшие Сулейман-бея. 

Станислав Хлебовский. Битва при Варне
Станислав Хлебовский. Битва при Варне

После того как Караджи-бей пал в рукопашной схватке, османы начали пятиться, и Хуньяди перебросил часть сил с левого фланга на правый. Отступившие отряды Шехабеддин-бея заняли оборону на склонах плато Франга. И в этот момент Владислав со своей гвардией решил провести атаку на ставку султана. 

Король во главе примерно пятисот всадников подскакал к вражескому лагерю, где его тяжеловооруженные рыцари оказались охвачены с флангов кавалеристами- сипахами, ловко орудовавшими копьями и дротиками. А впереди на валу железной стеной держали оборону янычары. 

Если верить османскому историку Мехмеду Нешри, «Король прокричал: «Я хочу поговорить с султаном! Мурад! Трепещи от страха!» и ринулся на янычаров. Янычары расступились на две части, и король проскакал между ними. Они немедленно зарубили сзади его лошадь, и сбили его с ног. Караджа Хызыр нагнулся, чтобы убить его, король закричал: «Господин Мурад! Господин Мурад!». Хызыр проигнорировал его и немедленно отрубил ему голову, прикрепив ее к копью».

Гибель короля привела к психологическому надлому. По мере того как мгла опускалась на поле битвы, отряды крестоносцев самовольно покидали позиции и бежали на север. С рассветом турки организовали преследование. Из беглецов спастись удалось максимум половине. Один из османских участников битвы вспоминал овраг, доверху заполненный трупами.

Спасшийся Хуньяди сумел организовать оборону Венгрии от вражеского вторжения. Болгарию турки отвоевали, а валашские бояре, выслуживаясь перед султаном, поспешили убить князя Влада II. Княжича Мирчу они ослепили и заживо зарыли в землю. 

Можно только догадываться, почему Мурад не попытался развить свой успех и не продолжил наступление на север, но, судя по всему, победа обошлась туркам недешево.

Тем не менее Варненская битва предопределила падение Константинополя в 1453 году. И только в 1456 году, незадолго до смерти, Янош Хуньяди сумел остановить продвижение турок, нанеся им поражение в битве при Белграде.