Найти тему
Спортивный накал

Автомобили-пескоразбрасыватели времен СССР

Близится зима, в крупных городах уже можно встретить дорожную технику, которая находится на дежурстве и с первым серьезным снегопадом станет предметом шуток о том, что коммунальные службы опять оказались не готовы к зиме, поскольку та пришла совсем неожиданно. И если за Уралом снег уже лежит, то в центральном регионе еще достаточно тепло, но, тем не менее, это не помешает нам освежить в памяти автомобили с установленными на них пескоразбрасывателями.

Фото gazeta.ru
Фото gazeta.ru

Первые автомобили с пескоразбрасывателями появились еще до Войны и базировались они на шасси ЗИС-5 и ЯГ-6. Конструкция этих автомобилей была проста: в деревянный кузов ставился железный бункер для песка, на полу платформы шел наклонный желоб, через который песок поступал на вращающийся диск, который и разбрасывал песок по дороге.

В послевоенное время пробовали несколько различных вариантов пескоразбрасывателей с подвижным дном: пна дне кузова устанавливался подвижный ремень, который передавал песок в бункер, откуда он уже поступал на вращающийся диск. Был также вариант со шнековой подачей песка в бункер. Однако оба эти варианта оказались менее практичными, чем предложенный на автомобиле МПР-10.

МПР-10 (фото siteplus.ru)
МПР-10 (фото siteplus.ru)

МПР-10 - один из первых послевоенных пескоразбрасывателей. Шасси для этого автомобиля послужил ЗИС-5, конструкция его была уже более совершенна в сравнении с довоенными образцами. Металлический кузов подвешивался на пластинчатых пружинах, во время работы кривошипно-шатунный механизм передавал кузову вибрации благодаря возвратно-поступательным колебательным движениям. Благодаря вибрации и наклону днища кузова песок поступал в бункер, расположенный в задней части кузова. Из бункера песок поступал на разбрасывающий диск. МПР-10 разработали в Ленинграде.

Аналогичная конструкция применялась на автомобиле МП-1. Его спроектировали в управлении благоустройства Москвы и собрали на шасси ЗИС-150. МП-1 брал на борт 4 т песка (МПР-10 - 3 т), на метр удалось увеличить ширину посыпающей полосы - до 8,5 метров.

И у МП-1, и у МПР-10 привод разбрасывающего диска и пескоразбрасывающего механизма осуществлялся от двигателя автомобиля.

Несмотря на прорыв в конструкции пескоразбрасывателя, автомобили получились недолговечными: постоянная вибрация разрушала весь крепеж шасси, к тому же весь механизм нуждался в точной и сложной регулировке. Поэтому ленинградский филиал ВНИИ Стройдормаша приступил к проектированию нового автомобиля.

Д-307 начали серийно собирать в 1956 году на Свердловском заводе коммунального машиностроения. Использовалось все то же шасси ЗИС-150, на которое устанавливался бункер с наклонными стенками, под бункером располагался питающий лоток. Питающий лоток устанавливался под наклоном, благодаря встроенному вибратору на него постоянно передавалась вибрация, благодаря которой песок перемещался к разбрасывающему диску. Ширина посыпки составила 6 метров, а в кузов вмещалось 2,5 кубометра песка. Д-307 стал первой дорожной машиной в привычном для нас виде: для расширения функционала на него были установлены отвал и щетка. В 1962 году появилась модернизированная установка Д-307А.

ПД-4М
ПД-4М

Примерно в то же время КБ благоустройства Москвы разработало несколько автомобилей, в которых песок на разбрасывающий диск поступал с помощью транспортера. Таким образом появились автомобили ПД-4М на шасси ГАЗ-51 (вместимость бункера 1,8 кубометра), ПД-6 на шасси ЗИС-150 (вместимость бункера 2,5 кубометра), немного позднее на смену ПД-6 пришел ПД-7 на шасси ЗИЛ-164 (вместимость бункера 3 кубометра). Привод разбрасывающего диска и транспортера осуществлялся от двигателя через коробку отбора мощности.

ПР-130 (фото autowp.ru)
ПР-130 (фото autowp.ru)

Дальнейшее развитие автомобильной промышленности изменило и вид дорожных машин. С началом выпуска ЗИЛ-130 появилась машина ПР-130. Конструктивно она была схожа с Д-307, а объем ее кузова составлял 2,7 кубометра.

В начале 60-х годов стали задумываться о том, что использовать автомобили-пескоразбрасыватели полгода и оставлять их на вторую половину без работы не практично, поэтому начали разрабатывать комбинированные дорожные машины, которые летом переоборудовались для уборки и поливки улиц. Выпуском таких машин занялся Смоленский опытно-экспериментальный завод дорожного оборудования. В 1963 году была создана первая такая машина КДМ-1 на шасси ЗИЛ-164 и УРАЛ-355М.

КДМ-1 с поливомоечной машиной Д-289
КДМ-1 с поливомоечной машиной Д-289

На КДМ-1 устанавливалось пескоразбрасывающее оборудование от ПД-6 и поливомоечная машина Д-289.

КДМ-2
КДМ-2

КДМ-2 строилась на шасси ГАЗ-63. Автомобиль помимо пескоразбрасывателя и поливомоечной машины получил шнекороторный снегоочиститель и прицеп-цистерну.

КДМ-1 на производственной линии сменил КДМ-130 на шасси ЗИЛ-130. Этот автомобиль выпускался до прекращения работы ЗИЛа и неоднократно подвергался модернизации.

КДМ-130
КДМ-130

Тем не менее, продолжались разработки и автомобилей-пескоразбрасывателей. Так, в 1966 году в Москве и Свердловске начали выпуск ПР-53 на шасси ГАЗ-53. Конструкция пескоразбрасывателя была как на ПД-4М, в комплект машины входило плужно-щеточное оборудование. Позднее массовое производство этих машин было налажено на Арзамасском заводе коммунального машиностроения. В 1974 году ПР-53 модернизировали и переименовали в КО-104. Теперь у всех рабочих органов был гидропривод.

ПР-53 (фото tr.printerest.com)
ПР-53 (фото tr.printerest.com)

Выпускалась также КО-104А, она не имела плужно-щеточного оборудования.

КО-106 строилась на шасси ГАЗ-53-12, за счет на 500 кг большей грузоподъемности удалось увеличить объем бункера до 2,5 кубометров.

Самый крупный отечественный пескоразбрасыватель У10 ПД представлял из себя полуприцеп ЧМЗАП-5204 с 12-кубовым кузовом. В движение полуприцеп приводился седельным тягачом КрАЗ-221.

В 80-е годы появились пескоразбрасыватели на шасси лесовоза МАЗ. Навесной пескоразбрасыватель ДМ-12 имел кузов, два конвейера подачи, дозирующее и распределяющее устройства, системы обогрева и пневмопривода кузова. Все это монтировалось на шасси лесовоза МАЗ-509А. Привод конвейеров осуществлялся от задних колес, а не от коробки отбора мощности, автомобили с такими пескоразбрасывателями изготавливались мелкими сериями и служили для противоледной обработки дорог на лесозаготовках.

КО-802 - автомобиль на шасси КАМАЗа с кузовом объемом 6,5 кубометров. Зимой имел также плужно-щеточное оборудование, а летом на шасси устанавливалась цистерна объемом 11 кубометров и поливомоечное оборудование.

-9

ЭД-403 - автомобиль на шасси ЗИЛ-133ГЯ. Имел аналогичное КО-802 устройство.

Не забудьте поставить лайк. Подписывайтесь на наш блог - впереди будет много интересного!