Вообще, о влиянии саундтреков на качество и суть фильмов вряд ли стоит говорить - и так понятно, что авторы кинокартин не зря вставляют в свои ленты музыку. Но, конечно, часто в фильмах музыкальное сопровождение звучит просто малозаметным фоном, а бывает и наоборот - трогает гораздо больше происходящего на экране.
А вот если музыка к фильму органично вливается в сюжет, усиливает впечатление от увиденного - тогда можно сказать, что композитор старался не зря, а режиссёра не подвели интуиция и музыкальный вкус.
В очень популярной до сих пор и любимой многими (а с премьеры её прошло уже больше 50-ти лет!) картине "Три тополя на Плющихе" гениальная музыка Александры Пахмутовой служит не только лучшему пониманию замечательного фильма, она буквально поднимает кинокартину на новый, высочайший уровень.
Ведь что, казалось, особенного происходит на экране? Простая деревенская женщина приезжает в Москву продать подороже свою домашнюю ветчину, встречает на своём пути таксиста, ведёт с ним разговоры, поёт песню, а затем, после приглашения её водителем в кино, не может выйти из квартиры родственницы и возвращается с богатой выручкой и подарками домой в деревню.
А мы в результате получаем ощущения чего-то бесконечно светлого, высокого и даже трагичного. Конечно, очень талантливый режиссёр Татьяна Лиознова показала нам незамысловатую историю интересно и ярко, тем более что и роли нашими великими актёрами Олегом Ефремовым и Татьяной Дорониной сыграны бесподобно. Но всё же - наворачивались бы у нас слёзы, закружилась бы голова от осознания чего-то вечного, очистилась бы хотя бы на мгновение наша душа, если бы героев фильма не сопровождала такая музыка?!
А ведь фильм Лиозновой получился, на самом деле, трагичным. Потому что самая большая трагедия для человека не в смертях и жертвах, а в личностном, внутреннем ощущении конца света. Абсолютной оценке прожитой жизни, как оказалось - освещённой фальшивым светом и поражение светом истинным, но светом таким недостижимым. Поэтому в последнем кадре, многократно усиленном убийственной музыкой Пахмутовой, на лице героини Дорониной, на котором попеременно высвечивается масса эмоций, в самом конце видится образ недостижимого счастья, настоящая трагедия её земного существования.
Музыка к фильму очень глубокая, несмотря на свою кажущуюся простоту - как песня "Нежность", так и сюита. Не случайно, первое исполнение "Нежности" несравненной Майей Кристалинской на концерте в Колонном зале Дома Союзов (ещё до съёмок "Трёх тополей") было практически провальным - сразу понять и погрузится в эту несложную с виду песню зрителю, привыкшую к обычным шлягерам, было трудно. Только с выходом фильма Лиозновой на экраны кинотеатров "Нежность" стала по-настоящему популярной песней. Так что, можно сказать, что и "Три тополя на Плющихе" своими зримыми образами помогла докопаться до сути этой песни и завоевать всенародную любовь.
Послушаем великую песню в исполнении Майи Кристалинской, ставшей её визитной карточкой. Все критики, которые писали о „Нежности“, отмечали, что это вершина искусства Кристалинской и вообще шедевр песенного исполнительского творчества. И что «в самом голосе Кристалинской заключено что-то волнующее, даже загадочное. В её исполнении „Нежность“ Пахмутовой на стихи Добронравова остается неразгаданной загадкой" ( Б. Серебренникова, «Певцы советской эстрады»).
Смотрите наше кино! Читайте о нём на моём канале.