Найти тему
Торжество православия

История о том, можно ли православным христианам ходить в католическую церковь

Отец Василий возвращался со всенонощной домой. Под мерный перестук колес электрички он, прислонившись к окну, закрыл глаза. Со стороны можно было подумать, что он дремлет. Только пальцы, перебиравшие четки, показывали, что священник не дремлет, а сосредоточенно молится. «А можно Вас спросить?» - услышал он голос возле себя.

Отец Василий открыл глаза. Неоднократно ездя в электричках на свой приход, он часто сталкивался с такими вопрошающими. Это почти всегда были или люди- попрошайки, которые рассказывали про тяжелую судьбу, и в итоге просившие денег, или подвыпивших мужчин. Последних было больше.

Почти каждый из них, после принятия горячительного, считал своим долгом пообщаться со священником на «духовные темы». И хотя это общение сводилось о перечислении своих «добродетелей», заканчивалось оно всегда одинаково «Бог меня не любит, и я на Него в обиде» - был их вердикт Но здесь перед ним сидел юноша с интеллигентными чертами лица в «Да конечно» - коротко ответил о. Василий. «Меня зовут Павел Я студент. Учусь в нашем университете на историческом факультете. Я в последнее время заинтересовался историей христианства. Не смогли бы Вы ответить мне на некоторые вопросы? В частности меня интересует отличие католичества от православия. Ведь раньше церковь была едина? Неужели различия в вероучении до такой степени разнятся, что уже почти тысячу лет церкви не признают друг друга?» «Да-а, вопрос не простой. На него в двух словах не ответишь. Но я попробую» Павел поправил очки, и приготовился слушать. «Да, раньше церковь была едина. - начал отец Василий «Но со временем, Рим решил что, он должен управлять всей церковью И Римский епископ является главой всей церкви. Дальше больше. Со временем был введен новый догмат о непогрешимости папы в вопросах вероучения. Папа был объявлен главой церкви и земной и небесной. «Наместник Бога на земле» - говорили про папу Римского.

В православном вероучении глава церкви сам Христос. Поэтому и католический священник при крещении произносит: «Я крещаю тебя.»В православии священник только констатирует факт «Крещается раб Божий» Но это все частности. Главное и коренное отличие католичества от православия заключается в учении о спасении. Именно для спасения людей приходил Христос. И именно спасение души является целью и смыслом жизни христианина. Я не утомил тебя?»-улыбнулся отец Василий. «Нет-нет, очень интересно» - горячо ответил Павел «Так вот. Ты наверное знаешь что в Римской империи было очень развита юриспруденция. Римское право до сих пор изучают в ВУЗах. И этот юридический подход к спасению переняла и Римская церковь .По учению Рима при грехопадении в раю первые люди своим поведением очень прогневали Бога. И в наказание он их изгнал из рая. Ему необходимо было возместить ущерб, своего рода «оскорбленное самолюбие» Роль жертвы для возмещения вреда взял на себя Христос Который принес Себя в жертву гневу Божьему. Но принес Он жертву больше чем необходимо, отсюда появились индульгенции» «Здесь я немного не понял. - признался Павел. «Что такое индульгенции?» «Ну как тебе объяснить попроще»-задумчиво произнес о. Василий. « Я попробую привести аналогию, может быть не совсем удачную но, надеюсь, понятную. Представь, что человек через грехопадение обидел Бога И Бог требует от человека выплатить ему компенсацию за «моральный вред,» скажем 1 млн. А Христос на кресте удовлетворил компенсацию Богу-Отцу в 3 млн. Два миллиона это сверхдолжные заслуги Христа. У католиков об этих сверхдолжных заслугах целое учение есть. Чтобы эти сверхдолжные заслуги не пропадали, римская церковь придумала учение об «копилке добрых дел, куда излишки складывали. А потом из этих излишков раздавали тем которым их не хватало Вот такая экономика Это звучит немного кощунственно, но таковы реалии» Павел сидел задумавшись. «Это получается в католический храм нельзя ходить?»- произнес он. «А это смотря зачем? Чтобы посмотреть фрески, или витражи, наверное, можно. А в богослужениях их участвовать не нужно. Там Духа Божьего нет, соответственно и спасения души также нет. Без Святого Духа, своими силами, спастись человеку невозможно. Можно еще много рассказывать о различии в вероучении католицизма и православия, но это может растянуться на целые часы. А мне вот пора на выход. Объявили мою станцию. Ну, оставайся с Богом!» Отец Василий благословил Павла, и зашагал по направлению к выходу. Павел остался сидеть с задумчивым видом. То, что он услышал, немного ошарашило его. Он, как и большинство людей, думал, что различия только в обрядах. Что католики такие же христиане. Только западного направления со своей культурой. А оказалось все намного сложней и серьезней. Он твердо решил в ближайшее время детально и глубоко изучить православное богословие, и начать посещать храм.