Удивительное дело: очень многие уверены, что Ева дала Адаму яблоко, хотя оснований так думать нет никаких.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
Бытие 3:6
На протяжении всего текста загадочный плод остается безымянным. Так откуда же взялся устойчивый миф о райском яблоке?
Биография этого фрукта исполнена драматизма - от яблока раздора, спровоцировавшего Троянскую войну, до печально знаменитой песни "Яблочко."
( Эх яблочко, куда ж ты котишься, в губчека попадешь - не воротишься...)
Версия о том, что за анонимным плодом скрывается яблоко, возникло под воздействием французской, голландской и немецкой живописи:
Очевидно, живописцы решили, что репутация у фрукта уже подмочена и терять ему особо нечего. А изображать на картинах некий абстрактный "плод" весьма затруднительно. Да и
"malum" по-латыни означает "зло" и "яблоко" одновременно.
Однако до того, как яблоко было окончательно демонизировано в глазах общества, богословы разных конфессий выдвигали совершенно других кандидатов на роль запретного плода:
иудейская традиция (как и позднее мусульманская) предполагала, что это была смоква (фига, инжир).
Кстати, в пользу этой версии говорит тот факт, что Адам и Ева изготовили себе набедренные повязки как раз из листьев смоквы.
В Талмуде также высказаны мнения, что это виноград, цитрон и даже пшеничное зерно (растущее на дереве?).
Ранние христиане считали, что "тот еще фрукт" - это гранат.
Но вот современные ученые отдают пальму первенства финикам.
Если мы воспримем буквально все данные Библии - что райский сад находился в Междуречье и описываемые события происходили шесть тысяч лет назад (ну или, скажем осторожнее, в седой древности), то никаких яблонь (равно как и смоковниц, и винограда, и гранатов) в тех краях попросту не было. Древние шумеры и аккадцы, обитавшие на на сопредельных с Эдемом территориях, угощались исключительно финиками.
Правда, все эти версии базируются на неизвестно откуда взявшейся уверенности, что после грехопадения печально известный плод не был навсегда исключен из меню...
Факты взяты из книги Олега Ивика "Еда Древнего мира"