Иногда мы встречаем их на улице, в толпе или в городском транспорте. Редко они идут сами, чаще в сопровождении кого-то из взрослых, нормальных людей.
Мы так и думаем о себе и об окружающих - «нормальные», а о них - «ненормальные» и чувствуем какой-то стыд, сострадание, даже страх. Чувствуем, отводим глаза и идем дальше.
Потому что действительно - чем здесь поможешь, когда так Бог наказал?
Еще кто-то из древних греков или, может, и не греков, но все равно давних и разумных сказал:
«Если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума».
Но не всегда до конца - показывает нам жизнь.
Время не лишает разума целиком, а просто не добавляет его, и тогда существование навсегда превращается в постоянное испытание.
Постоянную зависимость от других людей, тех, кто «в своем уме», «нормальных».
Когда в семье появляется ребенок умственно ограниченный (так это называется официально), для семьи это становится большой бедой.
Многие родители так и не преодолевают такого испытания судьбы.
Впрочем, если правильно воспитывать и обучать такого ребенка, он сможет жить самостоятельной полноценной жизнью.
Не будет нуждаться в постоянной заботе и вниманию со стороны других людей - єто факт друзья.
Уникальный опыт работы специальной школы-интерната с углубленным профессионально-трудовым обучением, , это подтверждает.
Одной из самых больших проблем, существующих в подобных учебных заведениях, является неверный подход к воспитанникам.
Детей в меру опекают, жалеют их как неполноценных, тем самым не приучая их к самостоятельности.
Не закладывая в их сознание важной мысли о том, что они смогут жить и работать, не завися от кого-либо.
Полностью обслуживать себя, преодолевая те препятствия, через которые простые для нас, (нормальных) вещи кажутся таким детям невозможными.
Уже двадцать два года школу возглавляет Екатерина Волошенюк.
За выдающиеся успехи в созданном ею эксперименте ЕкатеринА Степановна награждена орденом княгини Ольги III степени.
Но дело не в этом.
Не ради наград ЧЕЛОВЕК и все СЕМЬДЕСЯТ ТРИ ЧЛЕНА педагогического коллектива ежедневно приходят в помещение школы и отдаются любимому делу.
Да любимому.
Потому что работать в таком заведении без настоящего восхищения тем, что ты делаешь, без искренней любви к своим ДЕТЯМ просто невозможно.
Екатерина Волошенюк, директор:
«Разные дети, из разных семей и от разных отцов попадают во вспомогательную школу.
Сюда, как правило, приводят сирот, полусирот, детей из неполных, многодетных, часто неблагополучных семей, где их, как и на их братьев и сестер, давно махнули рукой.
Или для которых стимулом является полное государственное содержание в таком заведении.
Очень важно, чтобы все, что входит в название «вспомогательная школа», было светлым, чистым, искренним.
То есть плодородной почвой, в который ребенок, это слабое зернышко, попадет и где почувствует в себе силы не только прорасти, а вырасти.
Почувствует условия для этого роста, в чем ему помогут добрые, умные, справедливые взрослые воспитатели, учителя.
Воспитанники Интерната - дети, что называется, с нелегкой судьбой. Многие из них имеют родителей-алкоголиков, из семей, которые живут эа чертой бедности.
Для них воспитание в этой школе есть часто единственной надеждой на нормальную жизнь.
Именно поэтому работники интерната пытаются создать все, что от них зависит, чтобы дети чувствовали себя в школьных стенах лучше, чем дома.
Детей забирают на выходные домой, угощают их домашними лакомствами, вместе решают все их беды, большие и маленькие, радуются успехам и с утра до позднего вечера согревают своим теплом.
Теплом, которого у большинство этих детей у себя дома никогда не было
И это - не просто красивые банальные слова. Работники интерната проводят со своими учениками целые дни и в полном смысле этого слова разделяют с ними их жизнь, одновременно создавая её.
Татьяна завуч:
«Что греха таить, у многих наших детей матери ведут аморальную жизнь, пьют, о детях часто вообще забывают.
Но у нас есть правило - мы никогда не говорим ни одного плохого слова о родителях при детях.
Иногда ребенок сам не съест что-то на обеде и прячет две конфеты или яблоко для мамы, ждет ее приезда превыше всего, а мама, к сожалению, не приезжает.
Бывает, что они забывают приехать к ребенку, забрать на каникулы, мы тогда едем сами, везем ребенка домой.
Был случай, когда мать имела одиннадцать детей, была лишена родительских прав, у нас воспитываются три ее дочери. На них не было даже свидетельств о рождении, мать не имела паспорта. Сколько мы писали бумаг, сколько мы обивали порогов, но выработали всем свидетельства.
Иногда делаем детям повторные свидетельства, потому что бывает все.
Одной теплой семейной атмосферы и любви к детям не хватит, чтобы вырастить их полноправными членами общества.
Ведь для таких деток нужно прикладывать усилий намного больше, чем "обычным", для того чтобы овладеть школьной программой и жизненным опытом.
Стать социально адаптированными.