У меня двое приемных детей. Два года назад, до появления сынишки, мне позвонили знакомые и по секрету рассказали, что кровный брат моей приёмной дочки находится в детском доме. Мальчику на тот момент было чуть больше года, и в доме малютки он находился уже 6 месяцев. Его случайно вынесли с другими детьми на фотосессию, и волонтёры узнали не самую распространённую фамилию моей дочки. Немного любопытства и стало очевидным - у малыша и моей дочки одна мама.
Рассказали по секрету - потому что такие дети должны быть невидимы снаружи. Они находятся в детском доме, но по факту у них есть родители, и в семейном устройстве они не нуждаются. По закону конечно, а не по сути.
По российскому законодательству любой родитель, оказавшийся в сложных жизненных обстоятельствах, имеет право по заявлению поместить ребенка в детский дом на срок до шести месяцев. Предполагается, что за это время родитель решит возникшие проблемы и заберет ребенка обратно в семью. Однако на практике это происходит далеко не всегда. И это уже стало серьезной проблемой: за последние пару лет в российских детских домах появилось довольно много таких «детей-невидимок», которых нет ни в одной статистике или базе данных, однако по факту они находятся в детдомах и их нельзя устроить в семью.
Я конечно бегом собрала документы и приехала ребёнка забирать. На что получила жесткий отпор в отделе опеки и попечительства - «вы кто такая? У ребёнка мать есть. Он не нуждается в семье!!». На тот момент малыш жил 6 месяцев из своих 14 в детском доме, напоминаю!! Жил и не нуждался в семье... Забегая вперёд скажу, что пыталась вызволить мальчика из ДД 4 месяца, потом кровная мама (с моим участием) всё же забрала его и передала под родственную опеку. Не буду описывать спектр эмоций, который я испытала за то время, скажу только что была близка к нервному срыву.
Но моё состояние не так важно, как тот факт, что таких детей-невидимок в системе 90% Точного количества никто не скажет, конечно. Среди них есть дети, которых навещают родственники. Есть дети, мамы которых и правда очень стараются «исправиться». Есть дети с тяжелыми заболеваниями, которые требуют очень много внимания, а родители навещают их по мере сил. А есть совершенно обычные дети, которые давно одни. Но найти новую семью не могут. По закону.
Кому это выгодно? Всем, кроме детей.
Родителям, которые не лишены родительских прав (а лишение налагает массу ограничений в будущем и влечёт за собой алименты)
Детским учреждениям, ведь для них такие дети отличные «клиенты» с гарантией длительного пребывания.
Органам опеки и попечительства, ведь такие ситуации не повышают количества детей оставшихся без попечения и родителей, ограниченных в правах. Все хорошо, семье «помогают», ребёнок «под присмотром»...
Что же делать? Знать. Знать об этом, держать в голове, возмущаться, рассказывать другим. И вмешиваться.
В рамках закона можно вмешаться только так: разбираться в ситуации, выявлять детей без родителей, и писать. Писать в опеку («мать ребенка не посещает, его надо выявлять, как оставшегося без попечения родителей»), писать в прокуратуру («писали в опеку — бездействует»).
К огромному сожалению, ребёнка по заявлению можно оставлять снова и снова. Нет ограничений на количество раз и количество дней в году, которое ребёнок проводит в детском учреждении. Нет правил, сколько раз малыша должны навещать. И даже правил, какие документы мама должна представить, чтобы ребенка забрать - всего этого в законе нет. Есть только право — написать заявление и сдать.
Законы надо менять.
Спасибо, что дочитали. Буду благодарна за лайки и комментарии, ведь именно они позволят большему числу людей прочитать мою статью. Подписывайтесь на мой канал, давайте вместе менять сознание людей. Однажды, уверена, доберёмся и до законов.