Найти тему
VIKENT.RU

Организация умственного труда по В.А. Сухомлинскому. Часть 3

9. Учись облегчать свой умственный труд в будущем. Речь идёт о том, чтобы уметь создавать резерв времени в будущем. Для этого надо привыкнуть к системе записных книжек. У меня их сейчас около 40. Каждая предназначена для записи ярких, как бы мимолётных мыслей (которые имеют «привычку» приходить в голову раз и больше не возвращаться) по одной из проблем педагогики. Сюда же я записываю самое интересное и яркое из прочитанного по этой же проблеме. Всё это нужно в будущем, и все это очень облегчает умственный труд. У тебя, я знаю, есть записные книжки, но нет системы. Создавай чёткую систему записей. Облегчай свой умственный труд.

1.  Василий Сухомлинский на экскурсии с детьми
1. Василий Сухомлинский на экскурсии с детьми

10. Для каждой работы ищи наиболее рациональные приёмы умственного труда. Избегай трафарета и шаблона. Не жалей времени на то, чтобы глубоко о смыслить сущность фактов, явлений, закономерностей, с которыми ты имеешь дело. Чем глубже ты вдумался, тем прочнее отложится в памяти. До тех пор, пока не осмыслено, не старайся запомнить - это будет напрасная трата времени. Умей не читать, а только просматривать то, что тебе хорошо известно. Но вместе я тем опасайся поверхностного просматривания того, что ещё не осмыслено. Всякая поверхность обернётся тем, что ты вынужден будешь к отдельным фактам, закономерностям возвращаться много раз.

11. Умственный труд одного человека не может быть успешным, если все живущие в одной комнате не договорятся о строгом соблюдении отдельных требований. Прежде всего надо договориться, чтобы в строго определённые часы категорически запрещалось говорить, спорить, заниматься делами, нарушающими покой. В часы сосредоточенного умственного труда каждый должен работать совершенно самостоятельно. Если есть возможность работать в читальне, максимально используй эту возможность.

2. Изображение Annie Spratt с сайта Pixabay
2. Изображение Annie Spratt с сайта Pixabay

12. Умственный труд требует чередования математического и художественного мышления. Чередуй чтение научной литературы с чтением беллетристики.

13. Умей избавиться от дурных привычек. Я имею в виду вот какие: перед началом работы сидеть без дела пятнадцать, двадцать минут; без какой бы то ни было надобности перелистывать книгу, которую заведомо не будешь читать; проснувшись, лежать в постели минут пятнадцать и др,

14. «Завтра» - самый опасный враг трудолюбия, Никогда не откладывай какую-то часть работы, которую надо выполнить сегодня, на завтра. Сделай привычкой то, чтобы часть завтрашней работы была выполнена сегодня. Это будет прекрасным внутренним стимулом, задающим тон всему завтрашнему дню.

15. Не прекращай умственного труда никогда, ни на один день. Летом не расставайся с книгой. Каждый день должен тебя обогащать интеллектуальными ценностями - в этом один из источников времени, необходимого для умственного труда в будущем».

Сухомлинский В.А., Письма к сыну, М., «Просвещение», 1987 г., с. 108-112.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

Организация умственного труда по В.А. Сухомлинскому Часть 1

Организация умственного труда по В.А. Сухомлинскому Часть 2

Изображения в статье

  1. Василий Сухомлинский на экскурсии с детьми, Автор: ъхз Добросовестное использование
  2. Изображение Annie Spratt с сайта Pixabay