Эмоции, даже случайные по отношению к принимаемому решению, могут систематически влиять на восприятие, суждения и поведение людей. Спектр влияния эмоций широк и разнообразен к принимаемым решениям.
Одни могут быть предсказаны валентностью, другие - различными оценочными параметрами, связанными с этими эмоциями, такими как уверенность или способность справляться с ситуацией, лежащей в основе эмоций как таковых.
Теории эффектов оценки и связанных с ними процессов многочисленны и дают различные точки зрения на основные характеристики, лежащие в основе эмоций.
Исследования специфических эмоций задокументировали ряд интересных эффектов и психологических процессов, показав, что эмоции, концептуализированные как исходные во многих теориях оценки и феноменологических переживаниях, могут оказывать уникальное влияние на принимаемые решения.
Это говорит о том, что изучение того, как эмоции влияют на принятие решений, может помочь понять процесс принятия решений, а также выявить важные различия между тесно связанными эмоциями.
Эмоции формируют процесс принятия решений и обработки информации
Эмоции - это сложные многомерные суждения, которые отражают большое количество информации о своем отношении к социальной и физической среде, а также свои собственные внутренние мысли относительно этих отношений.
Каждая конкретная эмоция может быть далее деконструирована как функция нескольких информационно насыщенных ассоциаций, лежащих в основе глобального эмоционального опыта, именуемого "эмоциональной оценкой".
Некоторые исследователи полагаются на теории эмоциональной оценки для определения ключевых ассоциаций, которые определяют определенную эмоцию и направляют мышление под влиянием этой эмоции.
В одной из таких теорий эмоциональной оценки Смит и Эллсворт (1985) показали, как пятнадцать различных эмоций могут быть разными и определены по шести основным параметрам. Это исследование показало, что каждая из этих специфических эмоций связана с основным набором оценок, включая:
- приятность (т.е. ценность события, вызывающего эмоции),
- определенность (т.е. степень определенности в отношении события),
- воспринимаемую контролируемость (т.е. степень, в которой люди чувствуют, что событие находится под их или чужим контролем или контролем ситуации),
- внимание (т.е. активность внимания), степень, в которой люди мотивированы уделять внимание вызывающему эмоции событию),
- ожидаемые усилия (т.е. степень, в которой они чувствуют, что им необходимо проявить себя в вызывающей эмоции ситуации),
- активность (т.е. степень, в которой люди чувствуют, что это событие было вызвано другими или самими собой).
Каждая эмоция может быть однозначно определена своим особым профилем в отношении каждого из шести аспектов оценки. Эмоции могут разделять некоторые общие оценки с другими эмоциями, но они уникальны, поскольку отличаются по другим параметрам оценки.
Например, гордость и счастье схожи, потому что обе эмоции переживаются, когда люди оценивают событие как высокое по приятности, высокое по уверенности и высокое по ощущению ситуационной управляемости.
Однако эти эмоции различаются в оценках воспринимаемой ответственности, потому что гордость переживается из-за чувства личной заслуги, а счастье не связано с личными достижениями.
Аналогичным образом, удивление возникает, когда событие считается приятным, но отличается от гордости, которая также считается высокой, потому что удивление возникает, когда люди приписывают удивительное событие другим, тогда как гордость возникает, когда люди приписывают это событие себе.
Отвращение похоже на стыд или вину, потому что эти три эмоции отрицательны в валентности, но отвращение возникает, когда люди чувствуют, что другие несут ответственность за неприятное событие, а стыд и вина провоцируются самооценкой.
В отличие от чувств отвращения, стыда и вины, люди испытывают чувство грусти, когда считают, что неприятные события вызваны неконтролируемой ситуацией (т.е. находятся вне их непосредственного контроля и контроля других). Эти примеры иллюстрируют, как эмоции принимают различную идентичность, основанную на их сходствах и различиях по параметрам оценки.
Эмоции различаются по измерениям валентности и возбуждения.
Например, тревога - это сочетание отрицательной валентности и высокого возбуждения, а восторг - это сочетание положительной валентности и высокого возбуждения.
Система оценки тенденций помогла исследователям эмоций преодолеть разрыв между различными теориями эмоциональной оценки и конкретными прогнозами о влиянии этих эмоций на случайные суждения.
В соответствии с концепцией "оценка-тенденция", уникальные оценки, связанные с каждой эмоцией, активируют когнитивную предрасположенность, называемую оценочной тенденцией, которая побуждает людей оценивать последующее событие так, чтобы оно соответствовало его основным характеристикам, которые характеризуют эмоции.
Таким образом, в зависимости от уникального созвездия базовых оценок, составляющих каждую эмоцию, последующее поведение и суждения, в свою очередь, различаются.
Например, Келтнер, Эллсворт и Эдвардс (1993) обнаружили, что печаль и гнев по-разному влияют на причинно-следственные связи. Гнев и печаль могут различаться по восприятию свободы воли. Когда люди чувствуют, что кто-то другой виноват в негативном результате, вероятной эмоциональной реакцией является гнев, в то время как когда люди воспринимают ситуацию как возникшую в результате событий, находящихся вне чьего-либо контроля, результатом эмоциональной реакции становится печаль.
Такой подход, основанный на оценке, позволяет систематически анализировать влияние эмоций на процесс принятия решений. Однако опора на данную теорию или теорию эмоциональной оценки может не позволить в полной мере отразить глубину и сложность эмоций.
Например, большинство исследований в области эмоций и принятия решений посвящено одному аспекту оценки. Аналогичным образом, мало исследований установило связь между теориями обработки информации (например, модели двойного процесса убеждениями и эмоциями).
Большинство исследований в этой области по-прежнему сосредоточено на подмножестве эмоций, нескольких оценках и нескольких типах решений.