Сегодня единственное надежное конкурентное преимущество — это способность учиться быстрее всех». Речь идет не об освоении знаний в удобном кресле или во время традиционного учебного курса. Придется бороться с нежеланием осваивать новое, постоянно искать возможности роста, овладевать новыми навыками — без отрыва от работы. Все это требует готовности экспериментировать, взять на себя роль неопытного новичка, что для многих почти невыносимо. Однако существует четыре фактора, которые помогают с успехом пройти это испытание: целеустремленность, понимание себя, любознательность и восприимчивость к новому.
Целеустремленность
Целеустремленность видна сразу: вы либо хотите научиться новому, либо нет. Мы часто пытаемся найти повод, чтобы не осваивать новое. («Это отнимет много времени. Меня вполне устраивают прежние методы. Может, новый еще и не приживется».) На пути к знаниям мы обычно спотыкаемся об это препятствие — ждем неприятностей и потакаем своему нежеланию учиться. Однако исследования показали, что, если думать о плюсах, а не о минусах, то куда легче делать даже не самые воодушевляющие дела. Лучше всего учатся те, кто ставит перед собой далекоидущие цели. Это важно, ведь иногда нам совсем не хочется учиться, а без этого цели не достичь.
Понимание себя
Когда речь идет о необходимости учиться, наша самооценка (что мы знаем и умеем, а чего не знаем и не умеем) часто оказывается прискорбно завышенной. Правдивее всего оценивают себя люди, которые признают, что их точка зрения может быть некорректной, и стараются учитывать мнение других, чтобы объективнее смотреть на вещи. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу: он как «справедливый свидетель» поможет вам определить, где вам надо поднажать.
Любознательность
Дети неустанно осваивают новые знания и навыки. Лучше всего учатся те, в ком сохранился этот детский энтузиазм или кто вновь обретает его, ведя внутренний монолог с самим собой. Не зацикливаясь на нежелании заниматься новой темой, они пробуждают в себе любопытство, задавая себе каверзные вопросы и подкрепляя их действиями. Что касается работы, то обратите внимание на слова, которые вы употребляете, думая об интересном («Как? Почему? А может?..»), и попробуйте говорить их, когда вам надо разжечь свое любопытство. Затем прочтите статью, спросите специалиста, найдите преподавателя, запишитесь в группу — выберите что-нибудь самое простое.
Восприимчивость к новому
Став знатоком в каком-нибудь вопросе, мы наверняка захотим высоко держать планку и во всем остальном. Поэтому людям так страшно даже представить себе, что снова несколько недель или месяцев они будут в роли неопытных новичков. Обычно, пробуя новое и терпя неудачи, мы терзаем себя ужасными мыслями: «Я полный ноль. У меня ничего не получится». Сосредоточенность на плохом мешает мозгу учиться. Чтобы хорошо учиться, надо разрешить себе принять состояние новичка. Оно может даже стать почти комфортным — если укротить свой внутренний монолог. Идеальный настрой — это открытость, золотая середина между оптимизмом и пессимизмом: «Да, сначала у меня не будет получаться, но со временем я всему научусь».
Когда мир так быстро меняется, умение быстро осваивать новое становится залогом успеха. Если вам пока не хватает целеустремленности, если вы еще плохо понимаете себя, не любознательны и не открыты новому и потому пока не умеете учиться, описанные простые приемы помогут вам преуспеть на этом пути.
Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи в HBR Россия «Научиться учиться». Другие материалы о профессиональном и личностном росте вы всегда можете найти в разделе «Карьера» на сайте hbr-russia.ru.