Ирина вернулась домой с прогулки и никак не могла унять раздражения. Рядом семенил Саня. Она старалась не срывать на ребенке раздражения, но он чувствовал, знал своим маленьким сердечком, что мама сердится, недовольна. Он не виноват, он старался делать все, что говорит мама.
Саня ловил мамины взгляды, всматривался в ее лицо и видел ее недовольство. Вот она улыбнулась малышу. В ответ его глазки засияли радостью, он тоже улыбнулся и ручонкой дернуть ее за волосы. Он так проявляет свою любовь. Прикосновение, поглаживание – это еще ему не понятно. А вот дернуть он может. Потому что у детей с рождения развит хватательный рефлекс, а не поглаживательный.
Ирина раздела малыша, поднялась с корточек и вздохнула. Щеки раскраснелись, над верхней губой выступили капельки пота от неудобной позы и теплого пальто. Скорее скинула ботинки, повесила пальто и прошла в комнату. Сынишка уже играл, посмотрел на маму и понял, что пока лучше не подходить к ней со своими игрушками. Стал играть сам.
Малыши все чувствуют и понимают. Они просто любят мам без условий, только потому, что это единственная его мама и ничья больше. Ждут от мамы похвалы, ласки и одобрения. Дети все видят и никогда не дают оценок ее поведению. А вот взрослые навешивают ярлыки и ставят оценки чужим детям, как в соревновании.
Малыш любит маму больше всего на свете. Разве может быть иначе, чтобы мама не любила его? Он старается сделать все как надо, чтобы его похвалили. Но не всегда получается сразу, далеко не сразу.
Он много чего не умеет. Рад бы все сделать как надо, но нужно набраться смелости, опыта, навыка, умения, и еще много чего. Он только начал жить. Не надо его заставлять, чтоб скорее похвастаться перед другими мамашами, какой он умный.
Дурная привычка всех мам хвастаться успехами своих малышей пред другими. И это подчас вызывает раздражение и сомнение у мамы, а правильно ли развивается мой малыш? Вот как сейчас у Ирины. Почему все со стороны знают точно, каким должен быть ее сын, что он должен уметь делать в свои полтора года? А сын сам решает, готов это все уметь или еще нет.
В парке сегодня встретились мамы и бабушки, кто обычно гуляет с детьми. Оглядели друг друга. Дети примерно одного возраста. Примерно – это с разницей в несколько месяцев. Для взрослого - как одна минута разницы. Для ребенка - десятилетие. И даже дети-ровесники все разные, со своими характерами, предпочтениями, ростом, физическим развитием и наследственностью.
Одна мамаша сказала, что ее дочка ходит на горшок с шести месяцев.
-Сама? - спросила Ирина.
- Ну да. Я ее сажаю и жду, когда пописает.
- И долго ждете? – уточняет Ирина.
- Пока не пописает, - ответила та.
- А если не пописает? – Ирина уже не рада разговору.
- Так и сидим. Жду. На улицу и на ночь только памперсы надеваю. А у вас?
- Нет, мой пока не ходит на горшок, - ответила честно Ирина.
-Совсеееем? Вы чтоооо! Так нельзяяяя. Он уже давно должен ходить на горшооок, – авторитетно заявляет всезнающая мамаша.
- Да, заставить могу. Но потом ведь памперс опять надену на прогулку, на ночь. Понимаете, дети ходят на горшок сами, когда уже понимают, куда надо делать дела, и в штаны нельзя. А если надеть памперс, то значит можно на горшок не ходить.
- Ну, нет…..- и дальше лекция всезнающей мамаши, как надо приучать ребенка к горшку.
Другая бабушка сказала, что ее ребенку два с половиной года, на горшок ходит, но не говорит, не ест сам, не одевается. А надо бы к садику уже готовить, чтоб это все умел.
- Ну, чтооо вы, - вступает всезнающая мама. – Моя Настенька уже в год начала говорить, ложку держит уже. Но все проливает, конечно.
– Неужели сама уже и одевается? – спросила удивленно Ирина. Она знает, что Настенька ровесница ее Сане.
- Пора учить… - опять лекция, как надо учить ребенка всему, заставлять его одеваться, есть самому….
Все дети в разные сроки начинают говорить, есть, пользоваться горшком. И в любом конкретном случае, для каждого ребенка – это норма.
Но люди лезут, советуют, навязывают свое мнение, как воспитывать и приучать малыша к нужным навыкам.
А у Ирины сын в полтора года не ходит сам на горшок, не ест ложкой, говорит только «мама», остальные слова, как может, по-своему.
Но. Сам убирает игрушки, умеет складывать пазлы, гуляет практически без коляски, познавая мир со всеми его радостями, камнями и лужами. Бабушке приносит аппарат для измерения давления, втыкает провод от манжеты куда нужно, нажимает на кнопку и ждет, когда закончится измерение. Потом складывает все и относит на место. Радуется всем знакомым, делится игрушками. Предлагает свои в обмен на чужие. Не жадничает, не отнимает. И много чего умеет, но не всё. Но ведь ему всего полтора года! Разве он должен уже все-все уметь? Для Ирины ее Саня самый талантливый и умный. Зачем опережать события? Или развитие ребенка мы должны оценивать по горшкам?
А одна бабушка хвастает, что тут ее трехлетняя внучка от смерти спасла. Приступ астмы в огороде приключился, внучка ингалятор карманный принесла из дома. Гордости сколько! В три года! Но… и дальше следует длинный список, чего она не умеет делать.
Дети родились от разных родителей, с разным образованием и воспитанием, с разным укладом в семье и наследственность, а еще играет роль немаловажную, как протекала беременность и сами роды.
Дети - зеркальное отражение родителей. Все за ними повторяют, но быстро и забывают, если не делают это постоянно. А ведь мы не всегда показываем им пример.
У них разная активность, характер, возраст, в конце концов. Не надо всех детей под своего подрубать по росту, навыкам и мало ли еще по чему. Для каждой мамы ее ребенок самый лучший, самый умный, сообразительный и красивый.
Один делает на отлично одно, другой – другое. Мы ведь не в школе, оценок не надо малышам ставить и их мамам.
Давайте не забывать об этом и не навязывать своего мнения, когда его не спрашивают. Пусть дети просто растут.
Они все пойдут в школу, и будут обходиться без горшка, даже если одного посадили на него в полгода, а другой после двух лет сам сел и забыл про памперсы. Они будут кушать сами за одним столом. Только один все подряд съест, потому что так воспитали, а второй только то, что нравится, выходя из-за стола голодным, потому что в школе не дадут того, что готовит мама.
И одеваться будут сами, и говорить.
А пока они малыши, дайте им шанс самим развиваться, познавать мир, самим получать навыки по мере взросления, когда он будет готов к этому. А не заставлять приобретать их из-под палки, чтобы мама могла похвастаться перед другими своим ребенком.
Просто любите вашего малыша. Наберитесь терпения и никого не слушайте. Не сравнивайте с другими.
Наболело. Извините. Всем добра!