Право Homo sapiens - ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО на жизнь.
Права и свободы человека неотделимы от права гражданина жить свободно и полноценно, созидательно и творчески. Но именно разумность человека и ограничивает права и свободы обязанностями и ответственностью.
И если права и свободы неотъемлемо принадлежат человеку, которые он вправе использовать в своей жизни по своему усмотрению, то о каких обязанностях и ответственности идёт речь? А главное – перед кем?
То, что человек не одинок; что он не способен жить в одиночестве; что жизнь индивида конечна и т. д. — известно. А это говорит о том, что когда говорим о человеке, то предполагается, что речь может идти об отдельном человеке; о семье; о трудовом коллективе и об обществе в целом. К этому можно прибавить и то, что под человеком понимается и вид – Homo sapiens - ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ, и всё человечество. А это указывает на то, что как права и свободы человека имеют разное наполнение вследствие различия по полу и возрасту, участия в коллективе и т. д., так и обязанности, и ответственность имеют вполне конкретное наполнение, причём тоже разное в каждой социальной обстановке. Попробуем в этом разобраться.
Человек родился.
Какие права и свободы он имеет?
В нормальном человеческом обществе – право на жизнь.
Что включает в себя право на жизнь?
И оказывается, что не только право на свободное потребление воздуха – дышать, но и на питание – молоко матери, и развиваться на основе питания, и выделять отходы жизнедеятельности, и на обеспечение гигиены и комфорта и т. д. А это приводит к необходимости создания как комфортных, так и гигиенических условий. Но если младенец этого сделать не в состоянии, то это – создание комфортных санитарно-гигиенических условий, становится обязанностью родителей, близких и общества в целом. Поэтому если младенец получил право на жизнь, то это право на свободное прогрессивное развитие – свобода, должно обеспечиваться взрослыми на основе обязанностей и ответственности.
И тут возникает парадокс – права и свободы младенца ограничивают права и свободы взрослых в плане направления части своего потенциала, тем, что он требует для обеспечения своих прав и свобод на прогрессивное развитие практической деятельности со стороны взрослых необходимыми для этого материальными и духовными ценностями, любовью, заботой и т. д.
С другой стороны, если права и свободы младенца ограничивают права и свободы взрослых наложением на них обязанностей и ответственности по обеспечению его прогрессивного личностного развития посредством полного обеспечения его потребностей, то и на младенца также накладываются обязанности и ответственность прогрессивно развиваться, потребляя предоставленные материальные и духовные ценности.
При этом видим парадокс: младенец не способен ещё адекватно воспринимать окружающий мир, а потому о каких обязанностях и ответственности его перед родителями может идти речь?
Разрешается всё просто: развитие младенца в начальный период идёт в основном по генетической программе, что определяет и обеспечивает его прогрессивное развитие посредством потребления предоставленных взрослыми материальных и духовных ценностей, заботы, ласки и любви. А это – обеспечение прогрессивного развития младенца на основе социальной программы, направленной на его социализацию. И вот по мере прогрессивного развития он и подключается к социальной программе, направляющей младенца на развитие по социальным программам для его прогрессивного развития. Поэтому, начиная с малолетства человек приучается как к необходимости всестороннего и гармоничного прогрессивного личностного развития, что и предполагает обязанности, так и ответственности за правильное использование предоставленного как перед собой, так и перед взрослыми. Такой подход в воспитании в ходе педагогического процесса и выводит младенца на путь прогрессивного личностного развития, делая из него к моменту социальной зрелости полноправного и полноценного представителя вида Homo sapiens - ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ, а не потребителя природных и социальных богатств.
Из этого следует, что в человеческом обществе право на жизнь включает в себя как права и свободы прогрессивного всестороннего и гармоничного личностного развития, так и обязанности, и ответственность перед собой и перед обществом как за такое развитие, так и быть всесторонне и гармонично развитой личностью, обеспечивая бытие как полноправный и полноценный гражданин, так и свободный и творческий труженик на благо себе и обществу.
***
Это показывает, что человек, как вид, вставший на путь прогрессивного развития, и как индивид – неотъемлемая часть общества, также обязан прогрессивно развиваться, становясь к моменту социальной зрелости всесторонне и гармонично развитой личностью – полноправным и полноценным гражданином – свободным и творческим тружеником. А т. к. индивид не способе жить вне общества и даже стать человеком, а общества без людей не существует, то из этого следует зависимость как каждого члена общества от общества в целом, так общества от своих членов. Поэтому общество в лице авторитетного и компетентного общественного руководства определяет и обеспечивает такой общественный порядок, который на данной технологической ступени общественного развития создаёт общественные, производственные и бытовые отношения, позволяющие обществу обеспечивать производство как всего необходимого для бытия всех членов общества, так общества в целом.
А т. к. общество идёт по пути прогресса, то оно, предоставляя своим членам с момента рождения право на жизнь, обеспечивая права и свободы на всестороннее и гармоничное прогрессивное личностное развитие, возлагает обязанности на такое развитие и накладывает ответственность перед обществом, нарушение которых предполагает и наказание. Поэтому ни у общества, а тем более у индивида нет и не может быть, как неограниченных прав, так и неограниченной свободы делать всё, что хочется. Ибо жизнь в обществе накладывает ограничения на членов как общества, так и общественного руководства. И если человека вне общества нет и не может быть, так и общественное руководства вне общества не может существовать. Поэтому ограничения прав и свобод определёнными рамками обязанностей и ответственности друг перед другом есть основа номинального бытия общества, идущего по пути прогресса. Причём прогресса как научно-технического и технологического, так и социального.
Следствием этого и становится появление права как юридически оформленных и закреплённых норм и правил индивидуального и общественного поведения, ограничивающих права и свободы определёнными рамками, проверенными и закреплёнными практикой общественной жизни.
Именно это право и направляет, определяет и обеспечивает общественное бытие в интересах как всего общества в целом, так и каждого его члена. При этом надо понимать, что право номинально, как говорят, в привычных и относительно благоприятных условиях, тогда как при природных и общественных катаклизмах отработанные практикой условия катастрофически изменяются, что требует их изменения и приспособления к новым условиям бытия. Это и показывает история различных существовавших и существующих обществ, позволяя понять суть прав и свобод, обязанностей и ответственности членов общества и общественного руководства при формировании общественного порядка, общественных, производственных и бытовых отношений и т. д. в интересах как всего общества в целом, так и каждого его члена.
***
Право на жизнь в нормальном человеческом обществе предполагает жизнь в интересах общества в целом, идущего по пути прогресса. Это право ограничено взаимными обязанностями и ответственностью как между членами общества, так и между коллективами, к каковым относится и общественное управление. А т. к. общество – совокупность разных по полу и возрасту членов, каждый из которых, имея психобиологическую основу, состоит из мириад клеток, а потому называют организмом, то и общество в целом можно по аналогии, назвать социальным организмом. И если клетки в организме, обеспечивая его существование, распределены на разные виды и выполняют разные функции, то и общество, как социальный организм, состоит из разных по полу и возрасту членов, каждый из которых в соответствии с полом и возрастом, выполняет свои функции. Поэтому права и свободы, обязанности и ответственность членов общества ограничиваются рамками как пола и возраста, так и возможностями выполнять общественно необходимые функции. Это и приводит к необходимости деления общества по естественному половозрастному социальному делению.
***
Аналогия общества с социальным организмом, отражающим биологический организм в форме множества разных по полу и возрасту членов, каждый из которых сосуществует вместе со всеми и выполняет вполне определённые и важные для всего общества задачи и функции, что позволяет понять суть, форму и содержание общества. При этом, если рассматривать общество как социальный организм, состоящий из разных по полу и возрасту членов, которые в соответствии с генетической и социальной программами начинают жизнь с момента рождения и заканчивают в глубокой старости, что соответствует естественным законам природы, частью которой является и человек, то тогда можно понять и отразить естественные законы становления, развития и совершенствования человеческого общества.
А если исходить из того, что человек разумен, и что он стал таковым в соответствии с развитием на основе естественных законов, то для этого он прошёл долгий эволюционный путь, который и вывел его из тьмы животного состояния, сделав Homo sapiens - ЧЕЛОВЕКОМ РАЗУМНЫМ. Поэтому если в чреве матери индивид проходит эволюционный путь от клетки до плода на основе генетической информации, то после рождения на основе как генетической, так и социальной информации – от младенца до всесторонне и гармонично развитой личности. И если в ходе внутриутробного развития человек, развиваясь по генетической программе, использует для своего прогрессивного развития от клетки до плода всё предоставляемое материнским организмом, то после рождения в ходе последующего развития по генетической и социальной программам использует предоставляемое обществом – социальным организмом. И если организм, состоящий из клеток, для обеспечения своего существования использует материальные условия окружающей среды, то и социальный организм также для обеспечения своего существования использует материальные условия окружающей среды. Но если биологический организм напрямую зависит от условий окружающей среды в своём существовании, то общество в ходе эволюции, приобретя разум, стало использовать для обеспечения своего бытия созидательный труд, позволяющий преобразовывать природный материал в продукты, способные полностью удовлетворить все его потребности. А т. к. по мере прогрессивного развития общество всё выше поднималось по ступеням прогресса, что позволяло всё более и более прогрессивно развивать как членов общества, так и средства производства на основе науки, техники и технологий, то это всё более и более делало его зависимым от результатов созидательного труда.
***
Зависимость общества в обеспечении своего бытия от результатов созидательного труда порождала необходимость в создании производительных сил, способных, используя дары природы, производить всё для полного удовлетворения своих потребностей.
Основой производительных сил являлся человек-труженик. Человек становился тружеником тогда и только тогда, когда в ходе педагогического процесса усваивал накопленные обществом знания и опыт, формировал и возвышал потребности, развивал и совершенствовал способности и умения, приобщаясь к созидательному общественно полезному труду в соответствии с полом и возрастом. Этот педагогический процесс и позволял каждому в течении детства проходить своеобразный эволюционный путь на основе генетической и социальных программ, начиная с момента рождения. А т. к. объём знаний и опыта, потребностей и способностей по мере прогресса общества увеличивался, то это приводило к увеличению и периода детства. И если в чреве матери индивид проходил путь от клетки до плода, то после рождения – от младенца до всесторонне и гармонично развитой личности, полноправного и полноценного гражданина и свободного и творческого труженика.
И это понятно: если бытие общества определялось и обеспечивалось созидательным трудом членов общества, а созидательным трудом способны заниматься только труженики, то оно – общество, и воспитывало своих членов в период детства на основе генетических и социальных программ в ходе педагогического процесса в прогрессивном направлении, в результате которого подрастающее поколение членов общества к моменту социальной зрелости становится всесторонне и гармонично развитыми личностями, полноправными и полноценными гражданами и свободными и творческим тружениками.
И если взять аналогию из живой природы, то, например, пчёлы или муравьи могут служить наглядным примером. Там тоже своеобразный социальный организм, представленный разными по полу и возрасту особями, решающими разнообразные задачи посредством выполнения необходимых функций, что и обеспечивает его – сообщества, социальный организм, существование. Причём это существование напрямую зависит от практической деятельности особей, например, рабочих пчёл, которые обеспечивают как рост подрастающего поколения, так и обеспечение бытовых условий и питанием, защитой от врагов и неблагоприятных воздействий окружающей среды. И если муравьи и пчёлы сумели подняться на такой уровень своего развития, то человек пошёл ещё дальше. А это указывает на правильность выбранной аналогии. Поэтому продолжим.
***
Объективный анализ общества возможен тогда, когда имеются качественные и количественные характеристики его членов. По естественному критерию члены общества разделяются по полу и возрасту. По полу – женщины и мужчины, по возрасту – подрастающее поколение – дети, трудоспособные - взрослые и нетрудоспособные – престарелые. При этом по возрасту, например, подрастающей период делится – младший – детство, средний – подростковый возраст и старший – юность. Также на молодой, средний и старший возрасты можно подразделить и трудоспособное, и престарелое поколения. А т. к. индивиды по половому признаку имеют разный социальный статус, то это приводит к довольно большому социальному делению на половозрастные группы.
Далее. Если общество живёт только потому, что оно производит всё необходимое для обеспечения всех потребностей всех членов общества и всего общества в целом, то оно должно всё и производить посредством созидательного труда членов этого общества. И если оно состоит из разных по полу и возрасту членов, то это говорит о том, что, например, дети младшего и среднего возраста ещё не могут, а престарелые среднего и старшего возраста уже не могут участвовать в совокупном общественном труде по производству совокупного общественного продукта – СОП, совместно с трудоспособным поколением. С другой стороны, подрастающее поколение только готовится в ходе педагогического процесса на основе генетической и социальной программ в соответствии с возрастом стать всесторонними и гармонично развитыми личностями, полноправными и полноценными гражданами и свободными и творческими тружениками. А вследствие конечности индивидуальной жизни общество должно воспроизводить своих членов, жизнь которых начинается с младенческого возраста. Поэтому оно – общество обязано кормить, обихаживать и развивать подрастающее поколение, которое придёт на смену тем трудоспособным, которые перешли в нетрудоспособный возраст. Забота и доброта по отношению к престарелым исходят из того, что именно они в трудоспособном возрасте обеспечивали производство всего необходимого и заботились о всём обществе в целом и его членах.
Из этого следует, что общество на основе естественного половозрастного критерия делится по полу на женскую и мужскую части, а по возрасту – на подрастающее, трудоспособное и нетрудоспособное поколения. Сами же поколения внутри себя тоже делятся на возрастные группы, например, — детство, отрочество и юность. Поэтому нет ничего удивительного в том, что члены общества делятся на социальные группы, которые имеют разный социальный статус, а потому и разные объёмы прав и свобод, обязанностей и ответственности.
И это закономерно: с одной стороны, в момент рождения каждый получает полный объём гражданских прав и свобод, обязанностей и ответственности. А вот использовать может тот объём прав и свобод, который соответствует его полу и возрасту. При этом основа гражданских прав и свобод – создание условий прогрессивного всестороннего и гармоничного личностного развития к моменту социальной зрелости, позволяющее стать не просто полноценным и полноправным гражданином, но и тружеником на благо себе и обществу.
Поэтому в ходе педагогического процесса подрастающее поколение так воспитывалось, чтобы, с одной стороны, стать всесторонними и гармонично развитыми личностями, с другой, приобщаясь к созидательному труду в соответствии с половозрастными возможностями, при переходе в трудоспособный возраст заменяли старшее поколение, ставшее к тому моменту нетрудоспособными. Поэтому в ходе педагогического процесса у детей воспитывалось такое отношение к удовлетворению своих потребностей в ходе развития из фондов общественного потребления – ФОП, при котором воспитывается благодарность и необходимость созидательно трудиться на благо себе и обществу при переходе в трудоспособный период. Это позволяет каждому иметь возможность на полное прогрессивное развитие за счёт созидательного труда общества, что при правильном воспитании воспитывает как совесть и понятие справедливости, так и ответственность перед обществом созидательно трудиться при переходе в трудоспособный период взрослой жизнь. И именно этот переход позволяет каждому при прохождении, как говорили в старину, инициации получать полный объём прав и свобод, а вместе с ними обязанности и ответственность как перед собой, так и обществом.
***
Всё это говорит о том, что человеческое общество, с одной стороны, вследствие длительности детства, сложно по социальному составу, с другой стороны, по мере продвижения по пути прогресса, усложняются и процессы общественного производства, что опять же усложняет и педагогический процесс. Такое усложнение требует общественного руководства как в сфере производства СОП для обеспечения всех потребностей всех членов общества и всего общества в целом через ФОП. Такое усложнение общественной жизни требует компетентного и авторитетного руководства, которое может определять и обеспечивать общественное бытие при любых неблагоприятных воздействиях. Понимание этого позволит отразить получившееся социальное деление в графической форме, рис.1.
Суть довольно проста: разделили общество по половозрастному признаку на подрастающее, трудоспособное и нетрудоспособное поколения, которые внутри себя подразделили на младшие, средние и старшие возрастные группы, а наверху – общественное руководство. Получившиеся социальные группы поделили по полу, что и отразило суть графического отражения.
С другой стороны, данное графическое отражение не может быть плоским потому, что каждая социальная группа имеет свой объем прав и свобод, обязанностей и ответственности в соответствии как с полом и возрастом, так и уровнем личностного развития. При этом, исходя из того, что рассматриваем социально равноправное и справедливое общество, то это значит, что уровень личностного развития как социальных групп, так и членов общества, их составляющих, зависит от возраста – чем больше возврат, тем больший объём знаний и опыта человек усвоит, разовьёт требуемые потребности и способности и будет эффективно применять на благо себе и обществу.
Правда, это – в определённой мере субъективно-статистический подход. Ибо при равных условиях и номинальном удовлетворении потребностей это и должно происходить. При этом будем исходить из того, что при таких условиях все члены общества ведут здоровый образ жизни, а потому творчески активны до глубокой старости. А также надо понимать, что если престарелые члены общества вследствие возраста ограничены по сравнению с молодыми в физическом плане, то в духовном плане они ничем не ограничены. Поэтому такой подход в графическом отражении имеет право на существование.
Предположим, что если высший уровень личностного развития примем за 100%, то переход с одной ступени на другую приводит к росту на 10%. При этом надо понимать, что в данном случае речь идёт о полном усвоении знаний и опыта, накопленных обществом, на основе которого определяется и обеспечивается уровень личностного развития, а не некая узкая профподготовка. И тогда видим, что в таком случае десятипроцентный рост личностного развития при переходе с одной ступени на другую – реален. Учтём также то, что по тем или иным причина смертность будет и в данном обществе, а потому численность рождённых будет по мере роста сокращаться. Предположим, что конечность индивидуальной жизни равняется ста годам. Тогда, если взять для примера любое общество, то до верхнего предела доживают немногие. Поэтому ничего удивительного нет, что старейшие члены общества при хорошем здоровье и ясном уме будут обладать высшим уровнем умственного и личностного развития, а потому иметь наибольшую компетентность и авторитет. Таким образом, графически получаем обоснование своеобразной социальной пирамиды, которая позволяет обеспечивать бытие общества при неблагоприятных воздействиях окружающей среды, определяя пути движения по пути прогресса. При этом наглядно отражены как вертикальные, так и горизонтальные зависимости членов общества как друг от друга, так и от социального устройства общества. Это – как определяет общественный порядок, так и обеспечивает его.
Для уяснения графического отражения необходимо следующее. Каждая социальная группа является носителем определённого объёма знаний и опыта, потребностей и способностей, умений и навыков, которые позволяют каждому её члену жить в соответствии с полом и возрастом. Второй стороной этого отражения является отражение этих объёмов для каждой социальной группы, что показывает на объёмное строение данного отражения. С другой стороны, объём знаний и опыта общества, поступательно идущего по пути прогресса, постоянно увеличивается, в то время как младенец рождается с минимальным объёмом. Поэтому увеличение внутреннего объёма знаний и опыта, интересов и потребностей, способностей и навыков с умением применения на практике в своих и общественных интересах растёт по мере личностного развития. Этот процесс можно отразить спиралью, расширяющейся кверху. Поэтому при достижении, скажем, ста лет, человек теоретически должен обладать ста процентами накопленных обществом знаний и опыта. Но при этом надо понимать, если судить по нынешним временам, что столетнего возраста будут достигать единицы. Поэтому и этот процесс сокращения численности доживших до этого рубежа, можно отразить спиралью, но ссужающей кверху. Таким образом получим своеобразное графическое отражения общества в виде пирамиды, которая поможет понять суть прав и свобод, обязанностей и ответственности, взаимозависимости и взаимопомощи членов общества друг от друга в соответствии с полом и возрастом, возможностями и уровнем личностного развития.
***
Человек – часть природы, а потому в своей жизни зависим от условий окружающей среды. Если среда благоприятная, то и условия жизни благоприятные, что способствует росту численности общества. Если среда неблагоприятная, то неблагоприятные воздействия – засуха и наводнения, извержения вулканов и землетрясения, бури и штормы, цунами и т. п. – не только ограничивают рост общества, но и приводят порой на грань уничтожения. Поэтому человек для обеспечения своего существования и вынужден был объединяться в общество и трудовые коллективы как для совместного противостояния неблагоприятным воздействиям природы и создания всего необходимого для обеспечения своего бытия, так и для накопления знаний и опыта, формирования и возвышения потребностей, развития и совершенствования способностей и умения их рационального практического применения.
И если вспомнить Дарвина, то тут видим определённое подтверждение прогрессивного отбора и приспособления на более высоком разумном уровне. Выживают и совершенствуются те, кто сумел встать на путь социального прогресса, основой которого является уровень личностного развития, базисом которого является развитие мозга. При этом необходимо отделить социальный прогресс на основе естественного отбора в интересах всех членов и всего общества в целом, от социального регресса, наглядным примером которого является людоедство, что отражает адаптацию на основе паразитического потребления, а не творческое производство и разумное потребление.
Такое отграничение позволяет понять, как благо и добро для общества, идущего по пути прогресса, так и зло для человеческого общества, в котором появились и размножились социальные паразиты, ибо потребление без адекватной отдачи и разумного производства есть вред как для самого этого общества, так и окружающих. Понятно, что в каждом из этих обществ по отношению к членам общества будет разное отношение, а потому и наделение правами и свободами, обязанностями и ответственностью, что приводит к различию как общественных порядков, так и общественных производственных и бытовых отношения. А это требует рассмотрения каждого общества.
***
Графическое отражение и спиральные зависимости приводят к объёмному отражению в виде пирамиды. Сама же пирамида состоит из элементов. Если форма пирамиды отражает строение человеческого общества, то элементами пирамиды являются социальные субъекты. И если обратиться к рис. 1, то такими социальными субъектами являются: дети, трудоспособные и престарелые, которые разделены по полу на женскую и мужскую половины. При большем делении, например, подрастающего поколения, получаем детей, подростков и юношей с девушками. Если же делить по годам, то получаем более полное деление по половозрастному признаку. Таким образом получаем пирамиду со ста ступенями. И если, например, период детства 18-20 лет, а трудоспособный период 40 лет, то можно наше объёмное отражение в графической форме пирамиду представить в виде социальных элементов, разделённых по половозрастному принципу как по годам, так и по поколениям. При этом пирамида будет усечённой вследствие падения численности по годам по тем или иным причинам. Такое графическое отражение можно понять, как связи и отношения между членами общества в связи с пирамидальным строением общества, так и права, и свободы, обязанности и ответственность членов общества друг перед другом и обществом в целом.
Пирамидальное отражение позволяет понять отношения между членами общества как по горизонтали, так и по вертикали. Если по горизонтали отражаются отношения между социально равными по полу и возрасту членами, то по вертикали – между младшими и старшими. И если наверху пирамиды авторитетное и компетентное руководство, то знания и опыт позволяет ему правильно планировать практическую деятельность в интересах как каждого члена общества, включённого в тот или иной социальный субъект, так и всего общества в целом. Это позволяет понять социальное положение, объём и уровень личностного развития и отношений каждого члена общества как в рамках социальной группы, так и общества в целом.
Действительно, если взять для примера младенцев – основание пирамиды, то его представление в виде прямоугольника, где одна сторона отражает возраст, а другая – уровень личностного развития, показывает, как на различие их потребностей по мере роста, так и материальных и духовных ценностей, необходимых для обеспечения их жизни и прогрессивного развития. Поэтому и отношения между младенцами и родителями в ходе педагогического развития детей изменяются. Суть же изменений – возвышение требований как у ребёнка, так и у родителей в плане как повышения уровня личностного развития, так и участия в семейной жизни. И если на первых порах младенец полностью зависит в своём существовании от родителей, которые его поят, кормят и обихаживают, а по мере роста его приучаю к выражению своих потребностей звуками, жестами и эмоциями, то затем к самостоятельному удовлетворению своих потребностей – пить и есть, одеваться и садиться на горшок.
Это говорит о том, что если в начальный период удовлетворение потребностей младенца в соответствии с получением им гражданских прав и свобод в момент рождения ложится на родителей, то по мере своего развития на него возлагаются и обязанности по обеспечению своих потребностей в соответствии с полом и возрастом. Но если в начальный период его право на жизнь определяется и обеспечивается родителями и обществом в целом, то по мере роста права и свободы обеспечения своего бытия всё более и более возлагаются на него. При этом ход и направление такого развития под руководством взрослых определяется обязанностями со стороны как ребёнка, так и взрослых, и обеспечивается ответственностью каждого за правильное выполнение своих обязанностей.
Это графически можно отразить так. Рис. 2. Суть проста. Усечённая пирамида отражает общество, горизонтальные линии в которой отражают социальное деление. Вертикальные линии отражают деление членов социальных субъектов по возрасту, тогда как вертикальные линии по боковой плоскости пирамиды, отражают уровень личностного развития. Поэтому и линия, отражающая уровень личностного развития может быть, как прямой, так и непрямой в зависимости как от условий развития, так и возможностей обеспечения материальными и духовными ценностями. Если же говорить о социально равноправном и справедливом обществе, то при номинальных условиях все члены общества развиваются одинаково прогрессивно всесторонне и гармонично. Но это – при номинальных условиях, а при катастрофах и пр. – возможны и исключения.
Будем предполагать, что в данном случае всё идёт хорошо. Тогда может возникнуть вопрос: почему пирамида усечённая?
А дело в том, что, как говорят, не все и не всегда престарелые члены общества, достигнув, например, ста лет, а вершина пирамиды отражает их, не всегда могут активно и объективно участвовать в разумном управлении обществом. Поэтому руководство обществом, представляющего собой совокупность наиболее авторитетных и компетентных членов, как бы возвышается над ним, собирая всю информацию, обрабатывая её и принимая нужные решения.
В этом случае подходит образ пирамиды с глазом на вершине, который, как, впрочем, и многое другое, было присвоено разными сектами от предыдущих цивилизаций и использованы в своих частных интересах. Такое отражение показывает, с одной стороны, некоторую независимость общественного руководства от общества, с другой – ответственность за бытие общества, решающего основную общественную задачу – обеспечивать относительное бессмертие общества, идущего по пути прогресса.
Т. е. руководство отвечает, как за номинальное бытие общества по обеспечению всех его потребностей и комфортного бытия, так и прогрессивное развитие, способствующее развитию производительных сил и т. д. для номинального удовлетворения всех индивидуальных и общественных потребностей. Но это указывает на то, что в общественное руководство общество выбирает наиболее достойных, которые своим управленческим трудом доказывают право на занимаемую должность.
И тогда возникает вопрос: как сделать, чтобы в руководство входили именно авторитетные и компетентные члены общества, которые своим трудом обеспечивали бы прогрессивное развитие общества и его благосостояние, а не деградацию на основе некомпетентности и т. п.? Ответ требует рассмотрения общественного порядка, который способен это обеспечить.
***
Начнём с того, что поддержание жизни членов общества определяется и обеспечивается удовлетворением потребностей как питанием, так и созданием комфортных условий. Поэтому производство СОП и его распределение через ФОП – необходимое условие его – общества, бытия. Поэтому общественное руководство в первую очередь определяет условия и обеспечивает производство СОП и его распределение, позволяющее полностью удовлетворить все индивидуальные и общественные потребности. Т. е. производство СОП – главное условие общественного благосостояния.
С другой стороны, общество равноправно и справедливо, суть которого в том, что если все имеют равные гражданские права и свободы на жизнь, но по возрасту дети и престарелые зависят в обеспечении своей жизни от трудоспособных, то по справедливости трудоспособные члены общества, которым посильно помогают как дети, так и престарелые, производят необходимый общественный продукт в полном объёме. А вот распределение идёт по-иному. Во-первых, весь СОП поступает в ФОП, через которые распределяется следующим образом: первыми получают дети, ибо любой дефицит отрицательно сказывается на прогрессивном всестороннем и гармоничном личностном развитии. Вторыми получают престарелые, которые в трудоспособном возрасте трудились на благо всего общества. Третьими получали трудоспособные. Четвёртыми члены общественного руководства, причём распределение начиналось с низшего звена.
Суть в том, что обеспечение потребностей по остаточному принципу ставит перед общественным руководством задачи как правильного учёта и планирования, обеспечение производства и контроль за всеми операциями, так и правильного распределения. Такой подход и становится своеобразным критерием на авторитет и компетентность, ибо любой дефицит ударит в первую очередь по нерадивому руководству.
Но это указывает и на то, что в таком случае органы учёта, контроля и планирования должны быть как компетентны, так и проникать во все части общества. И тогда самоуправление позволяет как сократить общественное руководство до минимума, оставляя ему наиболее ответственные задачи, так и проникать во все части, доходя до отдельной семьи и индивида. Поэтому, с одной стороны, такой общественный порядок довольно сложен вследствие многочисленности учёта и контроля за разными факторами, так и планирования, и производства СОП с распределением его через ФОП. С другой стороны, самоуправление позволяет нивелировать сложность общественного управления, делая его открытым и общедоступным, определяя и обеспечивая благосостояние как каждого члена общества, так и всего общества в целом. Всё это позволяет перейти к правам и свободам, обязанностям и ответственности Homo sapiens - ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО в ходе его как половозрастного развития, так и участия в общественной жизни.
***
Человек, как известно, имеет довольно сложную природу, которую наука познаёт, познаёт и познаёт и, видимо, будет познавать и дальше. Поэтому полного представления о человеке, тем более о Homo sapiens - ЧЕЛОВЕКЕ РАЗУМНОМ, мы имеем только относительно объективное представление на основе имеющейся информации, которую необходимо постоянно накапливать на основе объективного изучения человека. Это и позволит понять, как само появление человека, так и его номинальное развитие, и задачи, стоящие перед ним именно как разумного человека. А т. к. это пока неясно, то и представление о человеке, его появлении и задачах исходят из существующей информации, которая при классовом различии, позволяет трактовать и строить на них основе общественный порядок и т. д. в соответствии с классовыми интересами и представлениями, потребностями и способностями, уровнем не только умственного, но и морального развития.
Поэтому нет ничего необычного в том, что в мире существуют общества как находящиеся на уровне каменного века, так и высокотехнологичные. При этом надо различать и уровень социального развития, который, как ни странно, не всегда соответствует уровню технологического развития. И это понятно: развитие человека и его бытие, нечто отличное от развития техники и её применения. Ибо, на примере нашей цивилизации западного толка, высокий уровень технологического развития способствует не столько социальному прогрессу на благо человека, природы и общества, сколько на благо элите господствующего класса, которая применяет технологические достижения для обеспечения как своего господствующего и привилегированного положения, так и подавления подневольных, создающих для неё блага, и примирения их со своим подчинённым положением.
А это говорит о том, что в разных обществах о человеке разное представление, а в следствие этого – и разное отношение к нему в соответствии с его социальным статусом. При этом надо понимать, что человек появляется на свет младенцем, а потому, чтобы стать человеком в соответствии с существующим в обществе представлением, он должен пройти длительный путь личностного развития в период детства в ходе педагогического процесса. И именно этот процесс и делает из младенца человеком. При этом Homo sapiens - ЧЕЛОВЕКО РАЗУМНЫМ тогда и только тогда, когда усвоит накопленные обществом знания и опыт, сформирует для этого необходимые интересы и потребности, выработает требуемые способности и умения, которые и позволят ему при достижении социальной зрелости стать всесторонне и гармонично развитой личностью, свободным и творческим тружеником и полноправным и полноценным гражданином.
А т. к. общества различаются как по уровняю технологического, так и социального развития, то и представления о человеке, его правах и свободах, обязанностях и ответственности будут различными. И если взять ряд от каменного века до современного, а также от рабства до социализма, то это и покажет, что в каждом обществе критерий человека, его права и свободы, обязанности и ответственность – различны. Примером может служить противоположность рабства, где раб – полностью лишён гражданских прав и свобод и превращён в дармовую рабочую силу в интересах своего хозяина, и социализма, при котором трудящийся обладает полными гражданскими правами и свободами, а потому обязанностями и ответственностью перед собой и обществом. К этому можно добавить и нынешнее либерально-демократическое, но отнюдь не буржуазное общество, где при отсутствии работы, доходов и т. д. при высоких ценах на всё, процветает рабство, хоть и в сексуальной и пр. формах. А это говорит о том, что если после Великой Октябрятской социалистической революции трудящиеся поднялись на более высокую ступень социального развития, то после либерально-демократического переворота опустились на более низкую ступень социального развития. И если при социализме было относительное социальное равенство, которое по мере размыва и извращения сути социализма всё более и более нарушалось, то это и стало причиной того, что трудящиеся относительно спокойно отнеслись к этому перевороту. И если этому способствовала агрессивная и лживая пропаганда, которую обеспечивало руководство КПСС, то пожив в условиях более низкого уровня социального развития, трудовой народ начинает понимать, что его обманули, и ставит вопросы о возврате на более высокую ступень социального развития. А это ставит новые задачи как по обоснованию этой более высокой ступени социального развития, так и подготовки к переходу. Попробуем разобраться.
Начинать надо с того, что человек – часть природы. Само же развитие природы, если исходить из теории большого взрыва, началась из того, что этот взрыв породил. А т. к. этот большой взрыв произошёл достаточно давно – более 13 миллиардов лет назад, то это говорит о том, что движение материи от этого нечто до человека, получившего способность вследствие приобретения разума размышлять, прогрессивно развивалось в ходе длительной эволюции. Т. е. если на входе эволюции – большой взрыв – имеем нечто, а на выходе – Homo sapiens - ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО, то это говорит о том, что всё во вселенной и мире развивается по естественным законам матушки-природы. При этом сам человек прошёл длительный эволюционный путь, рассмотрение которого и поможет понять суть и задачи человека, его права и свободы, обязанности и ответственность, и его, если так можно выразиться, предназначение.
Суть отражения проста: в момент «Большого взрыва», как предполагает теория, из энергии этого взрыва появилась наша Вселенная и стала развиваться по законам естества – естественной природы. На рис. 3 это первое изображение. В момент взрыва есть точка, обозначающая место в пространстве и время взрыва. И если до этого время, как и пространство, имели своё изменение, то с момента взрыва стали отражать время и пространство нашей Вселенной. И если по отношению к нашей Вселенной это более-менее известно, то по отношению к тому, что, где и как предшествовало этому событию – нам неизвестно. Поэтому мы и рассматриваем все естественные процессы в нашем мире только с точки действия законов природы нашей Вселенной. С другой стороны, ограниченность наших знаний приводит к тому, что мы вынуждены предполагать и домысливать то, что и как происходило на самом деле в ходе этой грандиозной эволюции. И если наука, техника и технологии позволяют проникать в историю Вселенной, что позволяет надеяться на достижение истинности хода этой эволюции, то и в отношении Человека – как индивида, так и общества, наука достигла высоких пределов. С опорой на них и продолжим.
Если в момент «Большого Взрыва» вся материя и энергия были сконцентрированы в одной точке, то последующее эволюционное развитие привело к появлению элементарных частиц, затем – молекул и атомов, звёзд и планет, а на последних такие материальные условия, которые привели к появлению жизни в биологической форме, которая начинается с появления живой клетки. И если появлению Человека предшествовал довольно длительный ход эволюции, то опустим его и перейдём к человеку.
Появлению Человека послужили необходимые для этого материальные условия, которые подготовила матушка-природа. С другой стороны, Человек не может существовать вне общества, как и общество не может существовать как без людей, так и смены поколений вследствие конечности индивидуальной жизни. Поэтому Человек мог появиться только из подготовленной Природой необходимой биопсихосоциальной субстанции – создавшей предчеловека. И если Человек отличается от других биологических существ наличием разума, то появление разума и предшествующего ему сознания и прогрессивное развитие мозга есть своеобразная аналогия «Большого взрыва», приведшего к появлению, становлению и развитию Человека и разумного человеческого общества. Если астрономы стремятся познать законы развития и существования Вселенной для понимания и использования в практической деятельности людей, то познание законов появления, становления и развития человека необходимо как для понимания сути и задач человека, так и для определения и обеспечения путей его совершенствования. И если теория и практика человеческой деятельности позволяют это сделать, то надо это и использовать. Вопрос только в том, что каждый индивид обладает тем объёмам информации, который сумел накопить в течении своей жизни. И насколько этот объём информации позволяет решать поставленные задачи, насколько эти решения соответствуют действительности и т. д. проверяется на практике. И если человек и общество на основе этой деятельности идут по пути прогресса, то объём знаний достаточен и позволяет объективно решать поставленные задачи. Примером этому могут служить К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. А вот если общество пошло по пути регресса, деградации и самоуничтожения, то это говорит о том, что знания недостаточны и субъективны, либо сей индивид злонамеренно повёл общество по этому пути: примером тут могут служить Гитлер, Горбачёв, Ельцин, да, как говорят, тьма подобной сволочи, как до них, так и после них. А это накладывает определённую ответственность как на теоретика, так и на идеолога, взявшегося за непосильную задачу. Понимание этого и позволит дать правильный ответ на поставленные задачи и показать пути, оптимальные пути прогрессивного социального развития. А вот оптимальность путей развития, как и их направление зависит от того, какое общество и при какой общественно-экономической формации оно живёт. Как видим, проблема довольно сложная, а потому требует соответствующего научно-философского подхода. А таковым является только тот, который доказал свою истинность – марксистско-ленинский диалектико-материалистический метод на основе классового подхода. Покажем это.
Основой марксистско-ленинского метода является диалектико-материалистический, базисом которого является материалистическая диалектика. Суть материалистической диалектики довольно проста: это – рассмотрение и исследование любого материального объекта, явления и т. д. с позиции материализма, отражающего последовательность движения материи от некоего заданного пункта до интересующего нас момента. При этом рассмотрение ведётся как в пространстве, так и во времени, где отражаются все значимые для нас изменения.
Например, социальный прогресс классово-антагонистического общества начинается с рабства, хотя ему предшествовали как азиатский способ производства, так и патриархат, и матриархат, базисом для которых было социально равноправное и справедливое бесклассовое общество. Но исследователи социального прогресса начинают с рабства, как известного и относительно полно исследованной формации и через него идут к феодализму, а от того к капитализму, что позволяет получить вывод о необходимости перехода к социализму/коммунизму. При таком подходе много споров уходит на то, что социальный прогресс, а вот тут начинают со времён дикости, человек стал разумным потому, что он получил свободу от занятия физическим трудом по добыванию пропитания, создания комфорта и т. д. Поэтому, утверждают апологеты данной точки зрения появления и развития разума, социальное неравенство и классовое строение общества просто необходимы и, как ни странно, это определяет и обеспечивает прогресс не только элиты, но и занимающихся физическим трудом.
А вот если начать с дикости – выхода из тьмы животного состояния, приобретения и развития разума – помните библейское – да будет свет, то придём к совершенно иному выводу: совместный физический труд по удовлетворению своих витальных потребностей, созданию комфорта и защите от неблагоприятных воздействий окружающей среды как раз и способствовал социальному прогрессу. И это понятно: если человек не может жить вне общества, а общество невозможно без людей, то это и приводит к формированию общества на принципах, которые определяют и обеспечивают его бытие. И если для существования общества необходимы люди, индивидуальная жизнь которых конечна, то это говорит о том, что общество в лице наиболее авторитетных и компетентных членов и решает все задачи, которые встают перед обществом в процессе его существования. И если индивидуальная жизнь конечна, то встаёт вопрос о смене поколений на основе полной передачи подрастающему поколению всего обществом накопленного. А именно это позволяет обществу как существовать в пространстве и времени, так и обеспечивать своё прогрессивное развитие. Поэтому такое состояние общества требует социального равенства и справедливости, что и позволяет каждому, получая в ходе педагогического процесса всё необходимое, становиться к моменту социальной зрелости и всесторонне и гармонично развитой личностью, и свободным и творческим тружеником, и полноправным и полноценным гражданином, участвующим в практической деятельности на благо себе и обществу. А это и указывает на то, что социальное равенство и справедливость есть основа как социального прогресса в интересах каждого его члена и общества в целом, так и научно-технического, позволяющего обществу подниматься по ступеням технологического прогресса. Это и приводит к необходимости начала рассмотрения с точки большого взрыва как для начала Вселенной, так и начала вида Homo sapiens - ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ. А в этом поможет рис. 3.
Начнём со Вселенной, 1. В момент большого взрыва видим точку, взрыв которой и привёл к началу процесса формирования и становления Вселенной. И если вначале она была мала и бедна материей, то по мере своего развития приобретала массу и т. д., становясь всё больше и больше. В ходе этого развития появлялись разные принципы движения материи и законы развития той или иной её конкретной формы. Что в итоге по прошествии длительного времени и дало нам Вселенную, в которой мы находимся. И если обратиться к отражению этого процесса простой спиралью, то она в системе координат позволяет определить точку появления интересующей нас формы материи, определить её начальное состояние, последующее развитие и состояние в данной конкретной форме. Это лишний раз показывает, что истина всего конкретна, ибо для одной формы, и даже для её нынешнего состояния, все предшествующие формы и состояния лишь ступени к данной истинной конкретной форме. А это говорит о том, что качественным характеристикам формы движения материи можно задать и количественные, единство которых и позволяет полностью понять существующую конкретную форму материи в процессе её развития в ходе движения материи.
Это и позволяет нам перейти к Человеку, который есть, как и всё в нашей Вселенной, результат прогрессивного движения материи в данной конкретной материальной форме. И если мы до конца не знаем всего, то это и заставляет нас искать недостающее и находить истинное. При этом надо понимать, что если истина всегда конкретна, то недостаток информации требует в ходе научного поиска или философского осмысления строить гипотезы, которые в большей или меньшей мере отражают объект, что позволяет идти дальше.
И вот тут проблема диалектики: отражение при недостатке информации субъективно, а потому недостоверно, что и требует подтверждение теории практикой. Поэтому практика и есть критерий истинности, ибо помогает отбросить наносное ненужное и вредное, но использовать истинное и идти далее. И вот тут диалектика и показывает, что если исследование объекта объективно, то заблуждения могут принимать разные формы, что при недостатке информации и различных методах исследования и осмысления могут дать разные толкования. И если обратиться к философии, то это увидим наглядно.
Нам же важно понять различие между вульгарным материализмом и материализмом диалектическим. Если первый, исследовав какой-то объект и при недостатке информации и пр. считает его истинным, то второй стремится понять, как его предыдущую форму, так и формы последующего развития. И если первый прав для данной формы и в данном конкретном состоянии, заметим, его изучения и отражения, то второй, исследуя форму движения, показывает истинное положение данного объекта на всём пути его развития и существования. Поэтому, если начало исследования объекта вынужденно начинается с позиции вульгарного материализма – ограниченность информации и т. д. при необходимости познания данного объекта, то по мере исследования и накопления информации осуществляется переход к диалектическому методу, который как раз и включает в себя все остальные. Поэтому диалектический метод труден для понимания, но позволяет легко использовать в исследованиях, получая достоверные результаты. Покажем это на примере Человека как вида Homo sapiens - ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ.
***
Начнём с позиции 3 рис. 3, отражающий точку большого взрыва, с которого и повёл свою историю Homo sapiens - ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ.
Само появление Человека, которое неотделимо от появления, становления и развития общества, начинается с точки. Но по мере накопления знаний и опыта, развития мозга и разума, способностей и умений происходит прогрессивное движение в виде как увеличения мозга и уровня технологического развития на основе постоянно увеличивающегося объёма знаний и опыта, развития науки и техники, происходит и количественный рост общества. При этом количественное изменение общества требует его качественного развития как в технологическом, так и социальном плане. И если 3 шаг спирали отражает развитие общества в пространстве и времени, то объём спирали - уровень технологического и социального развития на основе накопленной информации. И если материю можно рассматривать как единство вещества, энергии и информации, то каждая конкретная форма движения материи, включая общество и человека, имеет и вещество – количество членов общества и количество клеток и т. д. каждого его члена, энергию – основу движения, существования и развития, и информацию – что, как и почему надо делать. Понятно, что по мере количественного и качественного роста общества и человека усложняется и увеличивается вещество как самого общества и, так и для удовлетворения потребностей его, энергия для преобразования вещества в нужные формы, и информация по оптимальной практической деятельности.
Обратимся к позициям 4 и 5. На них отражено развитие как общества, так и человека. При этом отражение следует воспринимать именно с диалектической точки зрения. Ибо, если поглядеть на появление человека, то он появляется в утробе матери в форме клетки, которая, как показывает практика её развития и появления на свет, содержит полный объём информации для своего прогрессивного развития. Поэтому клетка, обладая всей информацией, направляет своё развитие по мере как своего роста, так и поступающих для этого вещества, энергии и информации от материнского организма. Поэтому если в начальный период объём информации был огромен, а сама клетка – микроскопической, то по мере развития прогрессивное развитие плода на основе материнского организма и собственной информации увеличивается многократно, что и отражает позиция 5.
С этой же позиции можно рассматривать и общество, которое начинается с минимума, а по мере своего прогрессивного развития достигает огромного значения. Но если для прогрессивного развития плода информация находилась в клетке, что и отражает естественный ход эволюции, то для прогрессивного развития общества необходимо накапливать информацию как в ходе практической деятельности по обеспечению своего бытия, так и для определения и обеспечения прогресса. А прогресс социальный прогресс возможен только на основе технологического прогресса. Поэтому социальный прогресс для своего развития требует тружеников, способных его осуществлять. А т. к. человек появляется на свет беспомощным младенцем, то перед обществом в лице родных и близких стоит задача его воспитания в ходе педагогического процесса в детский период и превращение его посредством передачи накопленных знаний и опыта во всесторонне и гармонично развитую личность, свободного и творческого труженика и полноправного и полноценного гражданина. Именно это последнее и позволяет для своего раскрытия обратиться к рис. 3 и позициям 4 и 5.
Суть довольно проста: общество обладает огромным объёмом информации, которую необходимо усвоить каждому члену общества для того, чтобы стать Человеком. Но он появляется на свет с минимальными возможностями как существования, так и объёма информации в отношении этого существования. Поэтому именно в период детства перед каждым и стоит задача усвоения накопленных знаний и опыта, формирования и возвышения интересов и потребностей, развития и совершенствования потребностей и умений, что только и обеспечивает его номинальное бытие.
Тут, вероятно, необходимо сказать по поводу информации, которая есть отражение в нашем образно-символическом понимании взаимодействий и движений разных форм материи. Раз есть материя, её движение и взаимодействие разных форм на основании разных законов природы, что естественно, то и наличие информации, которая отражает как движение форм материи, так и взаимодействие между ними. Классическим примером может служить наша Солнечная система, которая существует миллиарды лет. Движение планет вокруг солнца продолжалось в течении этих миллиардов лет, а вот отражение её в образно-символической форме стало возможным только с появлением человека. Т. е. движение планет вокруг солнца было, а вот отражение информации и фиксация их движения в понятных для человека символах, появилось только с появлением человека и его потребностью в этом. И если говорить об информации абстрактно, то с точки зрения человека её как бы и не было. А вот с точки зрения материи эта информация существовала, а потому ею пользовались те, кому или чему это было нужно. Например, растения на Земле использовали информацию как о движении земли вокруг солнца, так и вращение земли вокруг своей оси, приспосабливаясь к этому для наиболее комфортного для себя бытия. А это говорит о том, что для растений данная информация не только была в наличии, но и активно использовалась. Но если полная и объективная информация способствует существованию и развитию разных форм движения материи, то неполная, а тем более извращённая и ложная этому препятствуют, переводя развития в тупиковые направления. И если говорить о классово-антагонистическом обществе, то примеры рабства, феодализма и капитализма как раз это и показывают. И если переходы от рабства к капитализму через феодализм признаются социальным прогрессом, то перехода через социализм к коммунизму является тем более прогрессивным путём развития человека и общества. Покажем это.
***
Позиция 1 на рис. 3, как условились, отражает развитие Вселенной с момента «Большого Взрыва». Поэтому за миллиарды лет своего развития она прошла длительный путь, накапливая вещество, энергию и информацию в соответствии с естественными законами Природы. В какой-то временной промежуток появился Человек – позиция 3, который стал развиваться, объединившись в общество тоже по законам Природы. Уровень развития человека/общества зависит от того, как используются законы матушки-природы: во благо или во зло. Суть добра – использование прогрессивного развития как в области технологической, так и в области социальной во благо как человеку, так и обществу в целом. Зло – использование технологического прогресса для стагнации или деградации социальных процессов. А это указывает на то, что человек/общество в разных условиях при разном использовании технологических достижений в социальном плане может идти как по пути прогресса, так и по пути регресса. Учитывая это, продолжим.
Если, позиция 4, развитие человека/общества началось с некоторой нулевой точки, то по мере своего развития оно достигает всё большего качественного развития, поэтому все исторически сложившиеся общества начинают свою историю с некоторого объёма знаний и опыта, накопленного в предшествующую историческую эпоху. Примером может служить как США, так и либерально-демократическая Россия. Поэтому человек/общество в своём багаже имеет большой объём знаний и опыта, который в той или иной мере использует для обеспечения своего бытия. При этом бытие определяет посредством идеологии господствующий класс, а обеспечивают подневольные ему массы. И если взять для примера Россию, до доставшийся ей от СССР технологический и социальный потенциал был огромен, а вот либервласть сводит его до минимума, способного обеспечивать только её бытие. Поэтому объём информации, технологического и социального развития сводится к минимуму. Но это – суть классового общества, мы же рассмотрим нормальное бесклассовое социально равноправное и справедливое общество.
Позиция 4 в данном случае отражает объём информации в клетке плода, которая посредством регулирования развития организма, используется для прогрессивного развития. При этом деление и специализация клеток приводят к тому, что они в своей жизнедеятельности используют только тот объём информации, который необходим для их существования. При этом центральная нервная система и другие системы определяют и обеспечивают номинальное функционирование клеток, тканей и органов в интересах существования всего организма. Это и позволяет организму, достигшего номинального развития в утробе матери, родиться на свет божий и продолжить своё дальнейшее развитие, чтобы к моменту социальной зрелости стать и личностью, и гражданином, и тружеником. А для этого необходимо пройти путь, которым до него прошли его предки. И если для появления плода это – наглядное явление, то в отношении младенца становится проблематичным. А проблематичным потому, что путь развития наших предков нашими же врагами извращён, сокращён и представлен варварски-дикой стадией. Но т. к. мы знаем, что это происки врага, то и будем исходить из того, что было, а к этому призывает диалектико-материалистический метод. Опираясь на него и продолжим.
Для становления и развития человека на основе накопленных социально-равноправным и справедливом обществом знаний и опыта – позиция 3, необходимо, чтобы младенец попал в благоприятную для этого социальную среду. Предположим, что это произошло. Тогда младенец, позиция 5, должен усвоить тот объём знаний и опыта, который к моменту социальной зрелости делает его полноправным и полноценным гражданином. При этом последующее прогрессивное развитие личности – продолжается. Поэтому в подрастающий период общество в лице родных и близких на основе выработанных социальных программ в ходе педагогического процесса создаёт условия как биопсихического развития нового члена, так и его личностного развития. А это говорит о том, что ему необходимы как материальные средства обеспечения своего существования, так и духовно-информационные для своего личностного развития. С другой стороны, вследствие своей биопсихосоциального развития младенец ограничен возможностью усвоения информации своим возрастом, как, впрочем, и деятельностью. Поэтому общество и даёт новым членам тот объём прав и свобод, а потому – обязанностей и ответственности, которые соответствуют как уровню развития ребёнка, так и возможностям усвоения новой информации и развития на её основе интересов и потребностей, способностей и умений, что в совокупности и определяет и обеспечивает уровень личностного развития.
Поэтому нет ничего необычного в том, что на первых порах в потенциале даётся полный, а вот в актуальном плане ограничен полом и возрастом. И если это отражено спиралью – позиция 5, то видим, что при переходе с одной социальной ступени – младенец, на другую – ребёнок, по мере личностного развития увеличиваются права и свободы, а также – обязанности и ответственность. И если говорить об идеале, который трудно достижим, то на склоне лет индивид может обладать полным объёмом знаний и опыта, который накопило общество в ходе длительного эволюционного развития. А это позволяет такому мудрому человеку решать в интересах человека/общества любую проблему. А вот при отсутствии знаний и опыта приходится импровизировать, что может направить развитие человека/общества по, как говорят, кривой дорожке. Но именно мудрость руководства позволяет быстро проанализировать ситуацию, исправить и повести общество по правильному пути. Поэтому при движении по пути прогресса, как социального, так и технологического, когда приходится идти по неизведанным путям, ошибка вероятны, но при мудром руководстве они быстро устраняются. Примером может служить переход от «военного коммунизма» к нэпу в Советской России при В. И. Ленине. Другим примером, низвергнувшим общество в пучину деградации и гибели, служат Горбачёв и Ельцин со своими предшественниками, выдвинувшими их на эти посты. Всё это позволяет понять право человека на жизнь именно с позиции социального равенства и справедливости.
Право, как понятие, многогранно, а потому требует раскрытия для уяснения поднятой темы. То, что право есть воля господствующего класса, возведённая в закон – известно. Но это подразумевает классово-антагонистическое общество. А вот как трактовать право в социально равноправном и справедливом обществе, представляющим собой совокупность разных по полу и возрасту членов? С одной стороны, при таком положении все члены общества должны иметь равные права и свободы, обязанности и ответственность. С другой стороны, младенец не равен ребёнку, а ребёнок – подростку и т. д. И тогда на помощь приходит количественное отражение прав и свобод, обязанностей и ответственности в соответствии с качеством – мерой развития индивида. При рождении в потенциале он получает все гражданские права и свободы, обязанности и ответственность, а вот актуально он может пользоваться только тем объёмом прав и свобод, которые определяют и обеспечивают его существование. При этом и обязанности, и ответственность накладываются на него тоже в соответствии с полом и возрастом, и направлены на то, чтобы подвигнуть его развиваться в прогрессивном для себя и общества направлении. И вот тут в рамках права и решается противоречие между коном и законом. Покажем это.
Как видим, суть проста. Младенец появляется в правовом поле общества, которое социально равноправно и справедливо, поэтому он получает в потенциале все права и свободы, обязанности и ответственность, присущие всем членам общества. Но т. к. он мал и не способен ими пользоваться, то для данного его возраста и пола в соответствии с мерой его развития его права и свободы, обязанности и ответственность ограничены объёмом прав и свобод, способных обеспечивать его прогрессивное развитие. Это для него – кон. А вот выход за него по независящим от него в этом возрасте причинам, есть нарушение и выход за кон, что по правовым нормам общества подлежит рассмотрению и наказанию. Поэтому если для младенца кон ограничен правовым объёмом под цифрой 1, то переход в статус ребёнка увеличивает его правовое поле объёмом – 2 и т. д. С другой стороны, что есть правовая норма для подростка, то в отношении ребёнка, а тем более младенца есть выход за кон, а потому есть наказуемое деяние. И вот тут приходим к понятию закона, как необходимому правовому действию.
Предположим, что произошла какая-то катастрофа, что полностью нарушило установившийся при благоприятных условиях общественный порядок и т. д. В этом случае для выживания общества, восстановления инфраструктуры и т. д. становится необходимым выход за кон, как в общественном, так и личном плане. Поэтому, если ранее дети приобщались к общественно полезному созидательному труду в плане прогрессивного личностного развития, то теперь во имя выживания на них, опять же в соответствии с полом и возрастом, накладывается обязанность участвовать в созидательном труде уже в интересах всего общества вопреки их желаниям, интересам и потребностям. И если это – выход за кон, то общество и принимает закон для легитимности данного действия. А это говорит о том, что и в социально равноправном и справедливом обществе именно практика является основой не только теории, но и обеспечения его, общества и его членов, бытия. Поэтому для преодоления сложных и катастрофических ситуаций общество вынуждено применять законы, выходящие за кон, но обеспечивающие как выживание, так и последующее развитие общества. При этом надо понимать, что при возврате к номинальным условиям бытия законы упраздняются и общество продолжает жить по давно установившемуся общественному порядку в интересах как каждого члена общества, так и всего общества в целом.
Из этого следует, что право на жизнь в социально равноправном обществе дискретно, т. е. для каждого пола и возраста имеет свой объём и наполнение, которое обеспечивается трудоспособным поколением в интересах как подрастающего и престарелого, так и самого себя. Именно эта дискретность и позволяет руководству обществом понимать происходящие в обществе социальные процессы и потребности, развивать необходимые для их обеспечения производительные силы в соответствии с технологическим уровнем, что и предполагает, как полный учёт всех потребностей, так и планирование производства в интересах как всего общества в целом, так и каждого его члена.
При этом, как ни странно, не возникает вопроса о праве собственности на средства производства, ресурсы и средства существования. Ибо всё принадлежит обществу и всё используется на благо общества, которое есть совокупность разных по полу и возрасту членов. Поэтому не возникает проблем по удовлетворению потребностей всех членов общества вне зависимости от пола и возраста, подобно тому, как в здоровом организме при достаточности пищи и комфортных условиях не возникает конфликтов по обеспечению своих потребностей между мириадами клеток, его составляющих. А это и говорит о том, что в социально равноправном и справедливом обществе, бытием которого являются естественные законы природы, не могут возникнуть противоречия, ведущие к конфликтам и классовой борьбе. Это и хотелось донести до читателей.
Давайте думать, делать выводы и решать: как и что делать?