Чем похожи Cinema Experimental, AC/DC и Walter Disney? Миф о сигнальных стимулах
Общеизвестный феномен подсознания постоянно появляется в дискуссиях о манипуляциях в СМИ. Часто подозревают, что эти специфические стимулы, которые нам показывают на каждом шагу, оказывают значительное влияние на поведение человека. Действительно ли нам есть чего бояться? Действительно ли наш потребительский выбор зависит только от нас?
Введение
В настоящее время многие человеческие решения объясняются «подсознанием». Мы широко используем эту концепцию, но понимаем ли мы, что это за подсознание? Подпороговое восприятие (так называемое сублиминальное) — это процесс записи информации, не осознавая, что она воспринимается органами чувств. Это связано с тем, что эта информация слишком слабая или слишком короткая, чтобы мы намеренно ее регистрировали.
Однако есть некоторые сомнения. Если стимул является подсознательным, то есть ниже уровня выявления реакции, может ли он оказать заметное влияние на наше поведение? В конце концов, для того, чтобы человек вообще мог его зарегистрировать, должно быть минимальное значение силы стимула, так называемый абсолютный порог. Примечательно, что этого можно достичь в двух измерениях: на уровне физиологии и сознания. Следовательно, чтобы считаться подсознательным стимулом, он должен быть достаточно сильным, чтобы быть зарегистрированным нашим телом, но достаточно слабым, чтобы он не достиг нашего сознания.
Как получить такой стимул?
Есть много способов. Все, что вам нужно сделать, это подготовить короткое «дополнение» для фильма или музыкального произведения продолжительностью до 10 мс, например, маскирование в обратном направлении (запись звука воспроизводится в обратном направлении) или инфразвука (неслышимые звуковые волны ниже 16 Гц). На этом этапе также стоит напомнить описание работы устройства под названием тахископ, который использует снимки изображения при своей работе. Это не строго подпороговое значение, но, зная этот механизм, можно лучше представить, что такое подпороговое значение. Влияет ли тахископ на наше поведение? Да. Благодаря этому мы можем научиться быстро реагировать на раздражители, быстрее читать и расширять поле зрения. Во время Второй мировой войны тахископ служил солдатам, чтобы научиться эффективно различать их вражеские самолеты.
Эксперимент
Здесь стоит вспомнить известный кинематографический эксперимент, проведенный в Нью-Джерси в 1950-х годах. Для его нужд изготовили пленку, в которую были сплетены два типа одинарных кадров с интервалом в одну минуту. В одном из них рекомендуется есть попкорн, а в другом — Кока-Колу. Предполагается, что эксперимент оказал влияние на увеличение продаж попкорна и Кока-Колы в соседних магазинах среди неосведомленных получателей данных сообщений.
В конце концов было обнаружено, что данные о росте продаж были обработаны, и эксперимент оказался мошенничеством.
Это был, однако, важный момент, потому что спрос на сенсационные сообщения рос среди людей. Однако многочисленные попытки провести эксперименты по этой теме часто оказывались неудачными из-за предвзятости исследований.
Подсознательное послание выросло до размера психологического оружия и стало более популярной и модной темой, поднимаемой даже в литературных публикациях. Канадский социолог Ки обвинил практически все СМИ в использовании подсознательной рекламы. По его словам, сфера его использования в Соединенных Штатах достигла такого уровня, что он стал неотъемлемым элементом американской культуры, которая стимулирует продажи. Однако автор не приводит никаких имен, результатов испытаний или цитат, которые могли бы подтвердить его обвинения. Особой одержимостью Ки были ссылки на эротику, которая, по его мнению, встречается почти во всех рекламных роликах. Как нетрудно догадаться, это вызвало волну общественного негодования. Все были в ужасе от видения манипуляции со стороны СМИ. Один из исследователей, занимающихся вопросами подсознательной рекламы, профессор рекламы Джек Габерстро из университета содружества Вирджинии решил более тщательно изучить этот феномен. Проводил экологические исследования среди рекламных агентств. Он хотел выяснить, действительно ли они использовали подсознательные стимулы в своих сообщениях. И ни один человек в итоге этого так и не подтвердил.
Попытки повторить опыт
Несмотря на это, исследования по этому вопросу продолжаются. Однако они, как правило, не подтверждают наличие значительного влияния подсознательных сообщений на психику человека. Важным доказательством в этом случае является даже результат эксперимента Б. Кварчака из Института психологии Ягеллонского университета, которого смущает сходство с экспериментом в кино с попкорном и Кока-Колой. В этом случае, однако, субъекты в течение получасового фильма подвергались воздействию одиночных кадров, показывающих мороженое на палочке. Опрос, завершенный после эксперимента, не подтвердил их влияние на поведение участников, потому что только 4% респондентов хотели мороженое. Уровень продаж этого продукта также не изменился. Что говорит о том, что влияние подсознательных стимулов на поведение человека является мифом.
Миф всё ещё жив
В конце концов, это миф, которому все еще верят. Было много попыток использовать подсознательные сообщения в различных областях. Политики часто пытались усилить свою поддержку, часто вплетая свои образы в умы потенциальных избирателей или ультракороткие нелепые словесные игры. Владельцы игровых автоматов также пробовали различные приемы, чтобы повысить веру игроков в победу, показывая жест победы на своих экранах.
Подсознательные сообщения также искали в музыкальной индустрии. Известны случаи, когда исполнителей обвиняли в самоубийстве подростков под влиянием их музыки, в которых якобы были скрыты слова, побуждающие к совершению этого акта. Авторам музыки был предъявлен иск на сумму более 6 миллионов долларов США в качестве компенсации за ущерб, и в иске был исключен тот факт, что из-за тяжелого звука музыки, которую они слушали, ряд факторов окружающей среды мог оказать большее влияние на самоубийство подростков, таких как отсутствие отца, конфликт с отчимом-алкоголиком, физическое наказание со стороны матери или употребление наркотиков.
Судья дела Джерри Карр Уитхед отклонил иск, поддержав защиту, что не было никаких научных доказательств подсознательных стимулов. В суждении мы можем прочитать: «представленные научные данные не убеждают, что подсознательные стимулы, даже если они возникают, могут привести к такой деятельности». Сублиминальное восприятие ограничено только временной стимуляцией, вызванной одним изображением или звуком, и только в строго контролируемых лабораторных условиях. Это был не единственный случай обнаружения подсознательного содержания в музыкальных произведениях. Многочисленными подсознательными стимулами и маскировкой могут похвастаться музыканты группы The Beatles, которые скрыто транслировали нецензурные слова или, к примеру, Pink Floyd, KISS, AC/DC, Led Zeppelin, Queen. Сейчас много людей которые внимательно слушают музыку в поисках скрытых создателями таких сообщений и создают на их основе различные теории заговора. Считается, что такие скрытые сообщения поощряют употребление наркотиков или культ сатаны.
Вывод
В Соединенных Штатах существует запрет на нарушение свободы слова, который содержит подсознательное послание. Похожее есть и в Европе. Существует полный запрет на использование подсознательной рекламы во всех странах Европейского Союза. Это необходимо для обеспечения адекватной защиты потребителей и противодействия недобросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами. Несмотря на такие правила, все еще есть люди, которые замечают подсознательные сообщения в рекламных объявлениях. Масштабы явления подозрения кажутся большими, так как подобные жалобы продолжают поступать в Национальный совет по телерадиовещанию. Однако до сих пор ни один из них не оказался реальным.