С недавних пор иерархии доминирования многих видов животных-гавиористов стали заметными, общими и относительно стабильными.
Хотя вскоре после этого в исследованиях, посвященных детям появились различные варианты доминирования, структурный подход к социальным группам (например, с акцентом на линейность, стабильность и переходность) был принят совсем недавно в 1970-х годах, когда были проведены этологические исследования детских групп сверстников.
Эти направления исследований совпали в одной безошибочной реальности: не только цыплята и обезьяны организованы иерархически, но и группы маленьких детей.
С этой, по сути, сравнительной точки зрения, теории социального доминирования предполагают, что социально доминирующими лицами должны быть члены фокусных групп - они должны быть влиятельными, фокусироваться на визуальном внимании и привлекательностью социальными партнерами.
Поскольку доминирование, по-видимому, вновь влияет на общую эффективность в окружающей среде, другие члены группы должны тяготеть к высокопоставленным лицам за услугу, которую они оказывают, и наблюдать за ними, учиться у них и подражать им. Такие закономерности были зафиксированы не только у многих видов, но и у маленьких детей.
Другими словами, подобно привилегиям, которыми пользуются альфа гориллы, социальное доминирование в детях младшего возраста, дошкольниках и детских садах, похоже, связано с определенным уровнем престижа. Однако в отличие от серебряной гориллы наступает время в жизни ребенка, когда преобладание все меньше и меньше впечатляет сверстников, а доминирующие материалы в традиционном смысле теряют свой блеск. Другими словами, социальный центр - транс и социальное доминирование становятся независимыми со временем.
Утрачивает ли социальное доминирование как организационная особенность человеческих социальных групп? Или же превалирующие теоретические и измерительные парадигмы такого доминирующего положения применительно к людям чего-то не хватает?
Социальное доминирование является центрально важным фактором в социальной организации человека, и этот аспект нашего поведения (а также его социальной структуры) лучше всего изучать только после того, как обновятся теоретические и измерительные парадигмы для отражения социальных и когнитивных навыков, присущих только человеку.
Исследование социального доминирования человека с точки зрения развития принимает эволюционные принципы, которые были разработаны и усовершенствованы за последние 30 лет, и применяет их для развития личности с точки зрения индивидуальных различий.
В частности, объединяют аспекты множества взаимосвязанных направлений исследований, которые вызывают общие вопросы о поведенческом развитии и функциях.
- Во-первых, опираются на теоретическую и эмпирическую работу специалистов по этике человека и теоретиков поведения животных, которые показывают, что это значит и что требуется для того, чтобы быть социально доминирующей личностью, и одеваются в социальные группы.
- Во-вторых, рассматривают вопросы развития в рамках эволюционной биологии (например, социобиологии развития) и принимают современный иерархический подход к системам организма, основанный на подходах, обязывающих детерминизм и неизменяемость, а именно, быть эгоистичным и в то же время целенаправленно координировать с другими симуляторами, и роль, которую эти требования играют в формировании человеческого поведения и, действительно, человеческой природы.
Вместе взятые, эти исследования свидетельствуют о том, что отличительные когнитивные и социальные сложности людей дают более изощренные средства для общения внутри социальной группы.
Когда эти сложные средства принимаются во внимание, социальное доминирование в людях вновь сходится на закономерностях, зафиксированных в документах других видов.
В частности, обзор литературы по проблемам развития показывает, что люди используют разнонаправленные стратегии управления ресурсами (т.е. просоциальные и принудительные), и реализация этих стратегий является функцией развития, характеристиками на индивидуальном уровне и социальным контекстом.