Образование является одним из основных социальных факторов, оказывающих влияние на здоровье.
Требование вести здоровый образ жизни ребенка, формируется не только семьей, но и школой. Роль учителей в процессе санитарного просвещения, очень важна, поэтому их медицинская грамотность и компетентность, являются основными компонентами, обеспечивающими мед. образование в школе.
Во время учебы в педагогическом ВУЗе, будущие учителя так или иначе развивают навыки по медицине и ОБЖ.
Научные исследования показывают, что уровень медицинской грамотности во многих странах достаточно низкий, отсутствует информация как о конкретных заболеваниях, так и о том, как сформировать здоровый образ жизни.
Аналогичная ситуация наблюдается и с преподавательским составом. Исследования показывают, что хорошая или достаточная грамотность в области здравоохранения, характерна только для 28,8% учителей, в то время как недостаточная грамотность, в области здравоохранения, наблюдается у 42% учителей.
Ранее проведенное исследование среди старшеклассников показало, что учащиеся не получают достаточной информации по вопросам здоровья в школе. Уроки по здравоохранению и медицине проходят очень редко.
Сами учащиеся считают, что вопросам здорового образа жизни в их школах, уделяется очень мало внимания. Два основных фактора, оказывающих непосредственное влияние на формирование у детей навыков здорового образа жизни:
- Медицинская грамотность,
- Компетентность преподавателей.
Как известно, поведение молодых людей и их образ жизни кардинально меняется в процессе взросления и переживания различных возрастных периодов.
Некоторые из них (например, подростковый возраст) представляют собой очень рискованный период, когда могут возникнуть различные негативные аспекты в жизни. Таким образом, учителя являются квалифицированными специалистами по санитарному просвещению.
Одна из их функций - предоставление учащимся необходимых средств самовыражения, формирование возможностей для приобретения навыков и умений, необходимых для постоянного повышения уровня медицинской грамотности.
С другой стороны, в национальной концепции здравоохранения говорится, что школы - это приоритетные места для укрепления здоровья, в которых объединены усилия педагогов, родителей и специалистов здравоохранения, формирующих правильное отношение детей и молодежи к здоровью, повышающих уровень их медицинской грамотности и способствующих здоровому образу жизни.
Грамотность в области здравоохранения, приобретает все большее значение для социального, экономического и медицинского развития, и учителя играют особую роль в распространении знаний в области здравоохранения среди детей и подростков.
С другой стороны, важно подчеркнуть, что преподаватель работает в условиях повышенного риска. Учитель является не только источником специальной информации (например, знаний о здоровье), но и примером поведения и отношения к здоровью.
Педагоги, как пример здорового образа жизни
В разных странах и исследованиях, проводимых в этой области, наблюдается общая ситуация: преподаватели как профессиональная группа имеют довольно низкие физические и психические (эмоциональные) показатели здоровья.
Таким образом, вопрос здоровья самих учителей очень актуален. Фактор риска, оказывающий непосредственное влияние на состояние здоровья педагогов и конкретные профилактические средства, очень важен не только для самих сотрудников учебного заведения, но и учеников.
Известно, что полученная медицинская информация, сама по себе, не оказывает прямого влияния.
В процессе обучения, педагог передает детям информацию о здоровье, стремится вызвать изменение поведения конкретного человека или группы, формируя условия для изменения поведения в положительном (полезном) направлении для здоровья.
Важно выяснить, как полученная медицинская информация влияет на поведение учащихся. Для этого необходимы исчерпывающие научные исследования.
Основными источниками медицинской информации являются:
- Телевидение,
- Пресса,
- Интернет,
- Врачи,
- Другие специалисты в области здравоохранения.
Важно понимать, что полученная информация очень часто бывает противоречивой и, даже неверной.
Способность критически оценивать такую информацию, остается весьма актуальной. Это напрямую определяет способность принимать решения, связанные со здоровым образом жизни и поведением. Кроме того, получаемая медицинская информация, в большей степени, влияет на поведение пожилых людей, чем на молодежь.
Таким образом, целенаправленная работа по всестороннему углублению знаний о здоровье, методы его сохранения и укрепления, позитивное отношение к здоровью и ведению здорового образа жизни - составляют суть медицинского просвещения.
С другой стороны, ненадлежащая или недостаточная подготовка учителей - становится главным препятствием для реализации образовательного процесса, по здоровому образу жизни.
Я буду рада, если вы подпишитесь на мой канал и поставите лайк под этой статьей! :)