Армейские колёсные бронемашины появились в начале прошлого века.
Чаще всего на первые грузовики просто прикручивали бронелисты вместо кабины и кузова и пускали перед наступающими частями.
Одна из таких машин - "Остин-Путиловец".
Бронеавтомобиль Российской империи на базе заднеприводных грузовых шасси британской фирмы "Austin".
Название отображает отличие данных броневиков от бронеавтомобилей "Остин", строившихся в Великобритании для Русской армии в 1914-1917 годах и использовавшихся ею в ходе Первой мировой войны.
В межвоенный период в СССР было разработано множество конструкций броневиков, которые входили в штатный состав армейских подразделений наравне с танками.
В качестве базовых машин использовались появившиеся платформы ГАЗ и ЗИС (ГАЗ-М1, ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ЗИС-5, ЗИС-6).
Чаще всего маркировка моделей включала буквы БА, что означало БронеАвтомобиль.
Например БА-11 - пушечный бронеавтомобиль на базе трёхосного шасси ЗИС-6.
К середине войны стало понятно, что в классических атакующих броневиках особого смысла нет (по сравнению с танками), поэтому в производстве остались только лёгкие разведывательные бронемашины.
Например двухместный БА-64, на базе полноприводного внедорожника ГАЗ-64 и его модификаций.
После войны концепция применения бронеавтомобилей поменялась и они получили второе дыхание.
Теперь основная задача броневика была не атаковать противника, а перевозить к полю боя пехоту, защищая её от налётов авиации и осколков снарядов и бомб.
Так появилась ветвь БТР - Бронетранспортер.
Вторая задача осталась прежней - разведка переднего края наступления и патрулирование коммуникаций.
Эти машины назвали БРДМ - Бронированная разведывательно-дозорная машина.
Послевоенные бронетранспортёры начались с лёгкой машины БТР-40.
Этот бронеавтомобиль производился с 1950 по 1960 годы. Выпущено около 8500 штук. Базовый автомобиль - ГАЗ-63.
В основу конструкции лёг опыт использования в войне ленд-лизовского американского двухосного бронетранспортёра М3 Скаут.
Тяжёлый БТР первого поколения - БТР-152. Основан на базе ЗИС-151. С 1950 по 1962 годы построена 12421 машина.
Так же как и у БТР-40 первые варианты не имели крыши над отделением десанта, но с появлением требований по противоатомной защите крыша появилась.
Специализированным разведчиком среди броневиков первого послевоенного поколения стала БРДМ.
В отличие от БТР эта машина не имела большого десантного отделения и могла плавать.
В войсках БРДМ встала на место БТР-40, поскольку больше подходила для разведки.
БРДМ выпускалась с 1957 по 1966 год в объёме порядка 10000 штук. Так же имела открытый, а затем и закрытый вариант.
Второе поколение больших броневиков в 1960-м году открыл БТР-60.
Большая восьмиколёсная плавающая бронемашина на специально разработанной платформе, отличавшаяся передовой компоновкой с размещением отделения управления в носовой части.
Первые варианты, опять же, были без крыши, но в дальнейшем машина получила не только герметичный бронекорпус, но и башенную установку с крупнокалиберным пулемётом.
Выпускали БТР-60 с 1960 по 1976 годы. Построено, по разным оценкам, от 10000 до 25000 машин.
Примерно в то же время, появилась улучшенная разведывательная машина БРДМ-2.
Она имела много общих элементов с БТР-60, включая башенную установку, компоновку отделения управления и двигатель.
БРДМ-2 выпускалась с 1963 по 1989 годы и, в советское время, стала стандартом плавающего бронированного разведчика. Выпущено более 9400 штук.
Развитием БТР-60 стал БТР-70.
Сохранив общую концепцию машина прошла глубокую модернизацию, получив другой бронекорпус, более мощные двигатели, а так же изменения по боевому отделению и отделению управления.
Производство БТР-70 началось в 1972 году.
Третье и последнее поколение советских БТР - БТР-80.
Машина была создана с учётом выявленных в Афганской войне недостатков БТР-70.
Так, вместо спарки бензиновых двигателей, поставили один мощный дизель. В бортах между колёсами появились люки для выхода десанта. Изменилась форма бронекорпуса, в частности углы бойниц для стрельбы из личного оружия десанта.
Производство БТР-80 началось в 1984 году и продолжается до сих пор.
Объём выпуска точно неизвестен, но превышает 3000 штук.
В современной России появились новые типы бронетранспортёров, но о них я расскажу в следующий раз.