Вместо предисловия...
Поскольку две скромных статьи о творчестве Василия Григорьевича Перова (смотри публикации от 16 октября и 2 ноября сего года: от автора, ссылки в конце статьи) на этом канале возымели неслыханный по меркам Дзена успех и вызвали не прекращающиеся и поныне дискуссии, я решил предоставить авторам данного канала полные права на настоящую статью на безвозмездной основе...
К сожалению, автор оригинального текста статьи предоставил сам текст не совсем безвозмездно. Главным и единственным условием его было - соблюдение полной анонимности авторства, отчего текст стал ещё интереснее и захватывающе. А чего стоит дискуссия, развернувшаяся в комментариях под ними! Советую всем любителям творчества Василия Перова принять в них участие.
Ссылка на пенсию и возвращение на Родину.
Академические власти старались скорее избавиться от столь опасного и вместе с тем ставшего известным, высоко поднятым волной революционно-демократического движения художника. Неудивительно поэтому, что Перов свою заграничную поездку иронически называл "ссылкой".
Он всячески старался оттянуть её. Разрешение на заграничную поездку ему дали в начале января 1862 года, а он уехал только в конце года, прожив лето в Троице-Сергиевой Лавре, где и написал за это время свою знаменитую картину "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы".
По приезде во Францию Перов решил остановиться в Париже. Посещая музеи и выставки, отдавая должное великим произведениям мировой классики, Перов, однако, тосковал по Родине, его волновала судьба родного народа,которому он так старался принести пользу своим творчеством.
Пенсионерская академическая поездка за границу предоставлялась тогда на шесть лет, а Перов уже в первые месяцы пребывания в Париже мечтал о возвращении в Россию:
"Я думаю прожить здесь около году, а потом отправлюсь ненадолго в Италию и оттуда буду просить позволения возвратиться в Россию".
В Париже внимание Перова привлекает жизнь простого народа. Он посещает гулянья, рынки, загородные ярмарки. Им было задумано и начато несколько картин из народной жизни, но, приступив к их исполнению, он должен был признаться:
"Не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных - что составляет основу жанра, - я не мог бы обработать даже одной фигуры в картине и поэтому оставил предпринятую работу..."
Художник был решителен в своём стремлении вернуться в Россию. Уже в июле 1864 года он настойчиво просит Академию об отозвании его из-за границы, причём эту просьбу мотивирует высоким патриотическим стремлением всецело посвятить себя изображению родной жизни.
"Посвятить же себя, - как писал он, - на изучение страны чужой несколько лет я нахожу менее полезным, чем по возможности изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как городской, так и сельской жизни нашего Отечества".
Академия пошла на встречу его желанию. и осенью того же года он уже был в Москве. Ему было разрешено вернуться с тем, чтобы пенсионерский срок употребить на путешествие по России в целях изучения русского народного быта.
По возвращении на Родину Перов с огромным увлечением принялся за новые картины. Сперва он намеревался разработать многофигурную композицию "Монастырская трапеза" и этим продолжить обличительно-сатирический жанр прежних работ в духе "Сельского крестного хода на Пасхе" и "Чаепития в Мытищах". Но не закончив этой картины, он прервал работу над ней, чтобы дать выход новым мыслям, новым чувствам, которые охватили его.
перов увидел, что за истекшие годы положение народа не только не улучшилось, а стало более горестным, что отозвалось болью в сердце художника. Эта любовь к родному народу вылилась в проникновенной его картине "Проводы покойника" (1865)...
Продолжение в следующей статье.
Как и было обещано в начале статьи, ссылки на предыдущие публикации, посвящённые творчеству Василия Перова:
Дорогие читатели! Приглашаю вас посетить новый канал "Галерея".
Пожалуйста, оцените эту статью и подпишитесь на канал или поделитесь ссылкой на него в социальных сетях, если считаете его интересным. Большое спасибо!