Есть нехитрая аксиома: любой элемент воинского снаряжения всегда для чего-то или зачем-то нужен. Абсолютно бесполезных деталей костюма или доспеха практически не бывает, разве что порою они несут чисто представительские функции - как, например, роскошные белые крылья польских гусар. Или же прагматическая функция предмета с течением времени забывается, и он превращается в бесполезную, но положенную по статусу в определенных случаях вещь...
Так произошло с накидкой хоро, которую вы видите у буси на картинке выше. Огромный красный пузырь у него за спиной - это и есть хоро. Самураи носили ее около 700 лет - от периода Хэйан до периода Момояма, непосредственно предшествовавшего "эпохе мира" Эдо.
Хоро, огромная, неудобная, вздувающаяся пузырем во время скачки, прошла с ними через пламя самых жестоких войн. Самураи считали ее практически необходимой вещью. Но какой в ней был смысл?..
Хоро изначальное
С VIII по XI-XV век хоро было просто шелковым плащом, имевшим около 1,8 м в длину и шившимся из 5 отрезов шелковой ткани. Самурай прикреплял верхний край хоро к затылочной части шлема, а нижний привязывал к талии.
Во время быстрой скачки плащ вздувался эдаким парашютом, полностью закрывая спину воина (и, надо полагать, создавая неслабый тормозной эффект). Большинство современных исследователей, в частности К. Носов, предполагают, что хоро служило дополнительной защитой от стрел - развевающийся на ветру шелк способен хоть немного, но притормозить стрелу или отклонить ее в сторону. Версия, конечно, спорная, но другой как-то нет...
Хоро усовершенствованное
В XV веке хоро подверглось модернизации. Оно получило жесткий каркас из бамбука или китового уса - ойкаго. Теперь ткань довольно туго натягивалась на основу, и результат напоминал формой огромное яйцо.
"Яичко" крепилось на стержне, который вставлялся в особый наспинный кронштейн для личного флажка - сасимоно. Таким образом, воин носил на спине либо флаг-сасимоно, либо хоро, причем хоро был атрибутом знатного буси.
Хоро на каркасе не могло служить никакой защитой от стрел в спину, поскольку боевой лук легко прошьет такую конструкцию. Хотя, как вы можете видеть, со спины хоро полностью закрывает силуэт владельца, делая невозможным точное прицеливание в уязвимое место. Но вряд ли закрытие силуэта - основная задача столь громоздкой конструкции.
Таким образом, его практическая функция свелась, главным образом, к опознавательной. На плащ хоро нашивали личный герб (мон) его владельца и/или мон того, кому он служит.
Так, известно, что хоро часто носили т.н. цукай - ординарцы, адъютанты, гонцы при каком-нибудь даймё (князе). Есть точка зрения, согласно которой они должны были выделяться на после боя, хотя это, конечно, тоже весьма спорный тезис.
Кстати, на некоторых изображениях эти накидки такие огромные, что закрывают даже часть головы лошади, а силуэт хозяина прячут целиком...
Некоторые японцы придавали хоро сакральный смысл. Так, поэт Хосокава Фудзитака уверял, что отрубленную голову знатного воина нужно завернуть в его же хоро, а рядового - во флажок сасимоно. Это необходимо для последующего подтверждения знатности поверженного врага, т.к. на хоро, как правило, был личный герб японского "рыцаря". Привычка таскать с собой отрубленные головы врагов была, в общем-то, свойственна самураям (ну, пока те не протухнут), только вот для этого у них был специальный мешочек - кубибукуро.
С другой стороны, кто мешает сначала замотать голову в плащ, а потом упрятать в мешочек?..)))