Найти тему
НУАР-NOIR

Заря нуарного киберпанка

Как величайший кино-философ Годар создал вызывающую кинокартину "Альфавиль"?

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Афиша фильма "Альфавиль" (1964)
Афиша фильма "Альфавиль" (1964)

Странное это было время. Нуар в классическом его виде «умер», а «нео-нуар» ещё не «родился». Тогда в недра мрачного мета-жанра погружались только подлинные творцы, чье сознание выходило далеко за пределы обыденных клише. Одним из них был Жан-Люк Годар, не просто один из величайших французских кинорежиссеров, а Подлинный Демиург кинематографа, «Мыслитель кинокамеры».

 Кадр из фильма "Альфавиль" (1964)
Кадр из фильма "Альфавиль" (1964)

Именно Жан-Люк Годар снимает в 1964 году один из самых необычных кино-нуаров, который выходит на экраны год спустя. Эта лента называлась «Альфавиль». Годар был одним из первых, кто попытался скрестить собственно мрачный криминальный жанр (нуар) и научную фантастику. Причем, не просто фантастику, а оную в антиутопическом звучании. То есть Годара можно смело полагать своего рода провозвестником киберпанка.

 Кадр из фильма "Альфавиль" (1964)
Кадр из фильма "Альфавиль" (1964)

При просмотре ленты мне вспомнилась одна история, которая случилась то ли в литературном институте, то ли на каком-то филологическом факультете в 50-ые годы. Преподаватель зачитал текст, а затем попросил студентов попытаться определить автора. После некоторых совещаний те едва ли не единогласно пришли к выводу, что это был Эрнест Хемингуэй. Опс…. Ошибочка вышла. Преподаватель зачитывал просто набор фраз из русского-английского разговорника.

"Они убили Дика Трейси" . Кадр из фильма "Альфавиль" (1964)
"Они убили Дика Трейси" . Кадр из фильма "Альфавиль" (1964)

Именно такое ощущение складывается, когда случаешь диалоги, которые между собой ведут главный герой и обитатели города-планеты Альфавиль. Один пытается говорить нечто осмысленное, однако в ответ слышит набор стандартных фраз, нередко лишенных внутреннего смысла. «Хорошо, спасибо, пожалуйста», «Дайте – держите». Кажется, что принимающей стороне вообще не важно, что скажет или как ответит их «гость».

За чтением "Глубокого сна" Реймонда Чандлера.  Кадр из фильма "Альфавиль" (1964)
За чтением "Глубокого сна" Реймонда Чандлера. Кадр из фильма "Альфавиль" (1964)

Юный ангел мрачного кино

Подобное странное поведение отнюдь не случайно. В чем-то «Альфавиль» напоминает «Часы быка» Ефремова. Эта планета находится на периферии галактики, и здесь укрылись остатки буржуазно-фашистского общества, создав в своем мирке ультра-рациональное государство. Здесь запрещены эмоции, чувства, искусство (по крайней мере, понятно, откуда свои идеи почерпнули создатели «Эквилибриума»). Городом-планетой управляет грандиозный компьютер (эдакий эсхатологический «Зверь»)

 Кадр из фильма "Альфавиль" (1964)
Кадр из фильма "Альфавиль" (1964)

Новый лидер показов нашего канала

Судя по всему, во «внешнем мире» победил гуманистический социализм. Так как главный герой назвавшийся Иваном Джонсоном рекомендует себя как репортер газеты «Фигаро-Правда». Хотя на самом деле его зовут по-иному и призвание у него совершенно другое. Это частный детектив Лемми Кёшон, которого играет обладающий брутальной внешностью «старого волка» Эдди Константин. Он уже не раз был в образе детектива Кёшона («Ядовитый плюш», «Этот человек опасен», «Что делает тебя… милашкой»)

 Кадр из фильма "Альфавиль" (1964)
Кадр из фильма "Альфавиль" (1964)
Впрочем, на тоталитарную планету он пребывает с тайной миссией – найти и обезвредить профессора фон Брауна по прозвищу «Носферату», который как раз является создателем компьютерного мозга.

Не удивляйтесь, по фильму густо рассыпаны имена реальных исторических персонажей и значимых героев поп-культуры. Например, Кёшон открывает шкаф агента Генри Диксона и видит на створке множество фотографий, включая портреты Маленкова, Берии, и изображение Гелена, шефа спецслужб ФРГ. А еще подвыпивший Диксон хрипит: «Они убили Дика Трейси» (если вы не знали, то это такое действующее лицо в гангстерских комиксах и фильмах).

 Кадр из фильма "Альфавиль" (1964)
Кадр из фильма "Альфавиль" (1964)

При этом всем Годар взял много больше из нуара, нежели из фантастики. В фильме фактически нет фантастических пейзажей. Действие происходит будто бы в обычном городе, который весьма напоминает Париж 60-ых годов. Люди, конечно, ведут себя странновато, но и на то тоталитарное общество будущего. Еще в фильме много фраз, пародирующих привычные диалоги из нуара: «- Если хотите, то приму ванную вместе с вами! – Я уже взрослый мальчик, чтобы сам себе потереть спинку».

Кадр из фильма "Альфавиль" (1964)
Кадр из фильма "Альфавиль" (1964)

Сайт про жанр нуар http://noir-film.ru/

Если оставить в стороне собственно содержание фильма, то некоторые моменты в съемках просто завораживают. Длинные планы, которыми снята долгая сцена в гостинице (то есть без монтажа, с одного дубля) подтверждают репутацию Годара как подлинного гения кино. Что можно еще сказать по поводу данной ленты? Это воистину странный фильм с глубоким смыслом (в отличие от всяких «Малхоланд Драйвов»). Его можно пересматривать не раз и каждый раз находить какие-то новые детали.

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро мы продолжим анализировать французское криминальное кино, а потому не забывайте читать наши материалы. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц