Найти тему
История искусств

Английская архитектура периодов XVI-XIX века: от Тюдора до Классицизма.

Оглавление

В этой статье мы продолжаем исследовать историческое развитие архитектурных стилей Британской Империи, начиная с позднего Тюдора. Об особенностях более ранних периодов можно почитать в других статьях на нашем канале.

Периоды позднего Тюдора и Стюарта (ок. 1550-1690 гг.)

Главным архитектурным выражением Елизаветинской эпохи был большой загородный дом.

Он был симметричным, в основном построен вокруг открытого двора на E- или H-плане (ср. готические замки Большого Елизаветинского замка HARDWICK HALL), с большими окнами и входным крыльцом.

Основным материалом был камень, но были построены и фахверковые дома. Якобы производили вариации этого типа, в основном из кирпича и камня (см. HATFIELD HOUSE).

pixabay.com/ru/photos/замок-burg-эльц-средние-века-2649204/
pixabay.com/ru/photos/замок-burg-эльц-средние-века-2649204/

Иниго Джонс (ок. 1573-1652 гг.), один из трех величайших британских архитекторов: он привез Итальянский Ренессанс в Англию в 1620-х годах.

Он изучал произведения итальянского архитектора Андреа Палладио (1508-1580) в Италии и после возвращения в Англию адаптировал систему гармонических пропорций Палладио к английскому вкусу, поэтому его стиль называется "палладианизм".

Палладио требует, чтобы длина здания в два раза превышала ширину или высоту, и каждая комната должна быть пропорциональна длине соседнего здания и всего здания. Здания Джонса, однако, в основном представляют собой длинные прямоугольники, такие как Дом QUEEN's HOUSE в Гринвиче, первая палладийская вилла в Англии и модель для многих домов 17 и 18 веков.

Отель BANQUETING HOUSE в Лондоне - это палладийский городской дворец.

Оба здания имеют Ренессансные (или классические) черты, например, колонны, пилястры, балюстрады, заканчивающиеся на фасадах или фронтонах над окнами.

Кристофер Рен

Во второй половине 17 века господствовал сэр Кристофер Рен (1632-1723), который использовал смесь итальянского классицизма и барокко для создания своей коллекции "Inigo Jones: Палладианизм Кристофер Рен: 35 зданий". Он получил возможность проявить свой талант после Великого Лондонского огня (1666 г.), когда ему было поручено восстановить городские церкви и Собор Святого Павла.

Городские церкви Рена ясно показывают его оригинальность и изобретательность, так как у него не было английского прецедента для работы.

Почти все его церкви по зачатию являются классическими, и ни одна из них не очень похожа на другую, хотя их интерьеры всегда светлые: одни имеют нефы и проходы, другие - прихожие или центральные, с куполом (ср. STEPHEN WALBROOK).

Однако их шпили нагляднее всего демонстрируют богатство воображения Рена: одни украшены небольшими куполами на высоких барабанах, другие - колоннадами (ср. ST MARY-LE-BOW), третьи - обелиском и т.д.

Шедевром Рена является ST PAUL’S CATHEDRAL: он построен на латинском крестовом плане, с длинным нефом и великолепным колоннадным куполом, установленным на высоком барабане и расположенным над крестом.

pixabay.com/ru/photos/мост-миллениум-сент-полз-собор-945403/
pixabay.com/ru/photos/мост-миллениум-сент-полз-собор-945403/

Западный фронт представляет собой портик с двойным порядком скрепленных колонн и двумя башнями: их шпили в стиле барокко, с их изгибами и встречными изгибами.

Рен также строил изысканные светские здания.
Самые лучшие из них:

  • GREENWICH ROYAL HOSPITAL, состоящий из двухколонных блоков, завершающихся большими куполами в стиле барокко, один из самых великолепных в своем роде в Европе;
  • Городские церкви
  • ST PAUL’S CATHEDRAL
  • Светские здания 36
  • Южное и восточное крылья HAMPTON COURT PALACE Рена, дополненные камнем: они были созданы по мотивам французского барокко и построены из розы.

Что делает Рена величайшим британским архитектором, так это сочетание блестящей технической изобретательности и высочайших художественных способностей.

pixabay.com/ru/photos/вена-бельведер-вход-романтический-1822138/
pixabay.com/ru/photos/вена-бельведер-вход-романтический-1822138/