В своей практике я все больше и больше сталкиваюсь с тем, что пациенты не чувствуют себя услышанными врачом. Они приходят в поликлинику и хотят, чтобы врач обратил внимание на их самочувствие, на их жалобы, а потом уже назначил дополнительные исследования в виде анализа мочи, крови, кардиограммы, ЭХО, МРТ. Именно самочувствия, или как пациент ощущает себя, что побудило его прийти на прием к врачу, участия врача и заинтересованности в его состоянии. Чтобы врач спросил: «как вы себя чувствуете?»
В итоге врач бегло сравнивает показатели нормы от показателей, полученных при исследовании, назначает лечение согласно стандартам оказания помощи и отправляет пациента восвояси, пить таблетки и микстуры.
Человек, который выступает в роли пациента, чувствует себя не услышанным, не понятым и еще больше погружается в свою болезнь, теряя доверие к врачу.
Почему так происходит? Почему все чаще и чаще пациенты вспоминают советскую медицину с теплотой и грустят по ней. Ведь в современном мире и фармакологическая промышленность лучше и методы обследования на достаточной высоте. Попробуем в этом разобраться.
Министерство здравоохранения и специалисты территориальных фордов ОМС сокращают время приема пациента. Мне припоминается, что когда я училась в ординатуре, время на прием пациента было около 40 минут. Я успевала ознакомиться с анамнезом заболевания, спросить пациента о его жалобах, о его самочувствии. Мне хватало времени переключить свое внимание на проблему пациента, выслушать его, заинтересоваться: «а как Вы это чувствуете? Как у Вас протекает данная патология?» И пациент чувствовал себя услышанным.
В данный момент время, регламентированное для приема пациента, составляет около 12 минут. Позвольте обратить внимание: раздеться и одеться пациенту для осмотра хватает только на это. Его внимание сконцентрировано на снятие одежды, на долю смущения, которое он при этом испытывает, а не на проблеме, с которой он пришел к доктору. Хорошо. Я за это время, предположим, смогу просмотреть его выписки и ознакомиться с амбулаторной картой, чем смажу свое видение, как специалиста, на проблему, с которой ко мне хотят обратиться. В своей практике я предпочитаю вначале выслушать пациента, узнать с его слов о существующих проблемах, а потом уже знакомиться с медицинской документацией. Это, кстати, та причина, по которой я не работаю в поликлинике, а веду частный прием и работаю врачом на неотложной и скорой помощи.
Далее мне нужно осмотреть больного, измерить ему артериальное давление, провести аускультацию легких и сердца, осмотреть живот. И это хотя бы… На это тоже уходит время. И не 2-3 минуты.
Бесспорно, в моей практике встречаются неотложные состояния, когда патология видна не вооруженным глазом, допустим приступ бронхиальной астмы, и надо быстро купировать опасное для жизни состояние. Но это совсем другая история.
Далее необходимо разъяснить пациенту свое видение на его проблему, выписать необходимые исследования, назначить препараты, а подчас и написать направления к узким специалистам. На это тоже нужно время.
А где Оно? А оно давно закончилось.
А мне еще необходимо заполнить бумажную документацию, чтобы все было в соответствие со стандартами оказания медицинской помощи и моя работа была оплачена, чтобы не наложили штрафы и прочее… На это тоже необходимо время.
В итоге пациент остается разочарованным, потому что он не дополучил человечности и участия, хоть и получил качественную медицинскую помощь в соответствие стандартов, утвержденных Министерством Здравоохранения.
Если у него нет денег на платную медицинскую клинику, где может оказаться доктор, который располагает временем и самое главное, интересом, к пациенту – он так и станется со своими проблемами и будет ходить по замкнутому кругу, усугубляя свое соматическое состояние депрессивным расстройством.
Когда я готовилась к написанию данной статьи, в недрах интернета обнаружила руководство для врачей платных частных клиник, как сделать так, чтобы удержать пациента.
В частности, в ней рекомендовалось четко соблюдать время приема, не заставлять пациента ждать, не создавать очереди, на приеме «включать» заинтересованность. На последнем пункте я и хочу остановить ваше внимание.
«Включить» заинтересованность невозможно!!! Или у тебя есть эмпатия и интерес к пациенту или у тебя у него нет! Если доктор пришел на работу с кучей домашних проблем в голове, проблем с начальством, у него по дороге сломалась машина, то его потребностью на данный момент будет его проблема, а не проблема пациента. Переключать себя можно только если у тебя есть врожденная эмпатия и здоровая оценка себя «я здесь работаю и думаю о работе – я здесь дома и думаю о проблеме не относящейся к работе». Большинство специалистов не проходят подобных обучений, такому не учат в медицинском вузе, это приходится осваивать самостоятельно.
Про себя могу сказать, что только обучение психотерапии помогло мне научиться «включать» живой интерес к пациенту, интересоваться, а как именно у тебя протекает заболевание, каково именно твое самочувствие в данный момент. И это оказалось для меня, как для специалиста, очень ресурсным состоянием.
При разговоре с пациентом внезапно может выясниться, что ощущение давления на шею и затылок с симптомом повышения артериального давления, является давлением со стороны близких ему людей, показателем нарушенных собственных границ, когда отказать он не может по каким-то причинам. И бывает такое, что обнаружив в процессе беседы данный факт ощущение давления исчезает, а в будущей жизни пациента будет ему помогать понять, что если близкие сейчас постараются «сесть ему на шею», необходимо будет отреагировать на это, возможно вербализировать близким этот факт и тогда фармакотерапия окажется лишь подспорьем для нормализации состояния.