Найти в Дзене

Три вопроса и три повести

Оглавление

Несколько совсем небольших рецензий на три повести Льва Толстого. Посвящены они трём, что называют, роковым вопросам - о ревности, похоти и тщеславии. Больше всего в его творчестве мне нравятся малые формы - повести и рассказы. С другой стороны жаль, что такое множество сюжетов и материала «пропадает» в рассказах - можно было бы столько романов написать!

Крейцерова соната. Ревность. 

Я человек неженатый, детей у меня нет. Очень многое, о чем в этой повести пишет Толстой, прошло мимо меня. Наверное, даже всё. Сцены ревности и измены там есть, но на мой взгляд они больше фон для философствований и морализаторства Толстого. С его мыслями я принципиально не согласен. По мнению Толстого, любая сексуальная жизнь, даже между мужем и женой, греховна. Моралист-Толстой, повторюсь, мне непонятен совершенно, чего я не стесняюсь. Его таланта это не принижает. Я же на этот счёт ещё не готов и не хочу рассуждать. Понимаю, что по сюжету, именно из-за отсутствия морали, некой изначальной «греховности» брака, появляется ревность, измена и убийство. Цепочка и логика событий мне ясна. В себе же я не могу обдумывать этот вопрос - для меня в самом сексе нет ничего греховного. Нет ничего того, что с такими ужасами описывает Толстой. Я очень был наслышан и в предвкушении садился за чтение, но слегка разочаровался. Повесть мне не понравилась. Мораль о сексе мне не ясна, но про ревность написано хорошо. Ревность - отвратительное чувство. Я, использую её, как маркер - если появляется ревность, если она усиливается, приступы чаще и всё более глупые поводы для её появления, значит я ошибся с партнёром; если есть ревность, то для меня это верный знак отсутствия любви, взаимопонимания и логики в отношениях. Надолго это не затянется. 

Дьявол. Похоть. 

Сквозная мысль всей повести - с кем первым спал, на той и женись, это нравственно. «Дьявол» рассказывает нам о молодом помещике Евгении, который из города переселяется в деревню и устраивает своё имение, а вместе с ним и свою жизнь. Самая интимная вещь Толстого. Готовую уже повесть он двадцать лет прятал от жены! Было что прятать, ведь рассказывается там о том, как Евгений (сам Толстой когда-то), ещё до своей женитьбы, ходил по известному делу к одной крестьянке. «Обычное» удовлетворение потребности, вдруг превратилось в страсть, а потом в сильнейшее желание, похоть. Настолько сильно его тянуло, даже после свадьбы, к разврату, что он не мог ни о чем другом и думать. Самое интересное, что похоть появляется именно тогда, когда он становится женат - крестьянка то и дело появляется, они смотрят друг на друга, ищут друг друга, что-то вспыхивает между ними. У повести две концовки, но все они заканчиваются трагически. Я не осуждаю в Евгении связь с женщиной до брака, сейчас это нормально и я считаю это нормальным. Мне нравится в Евгении то, что при всех возможностях он не изменил жене, хоть и были моменты, когда ещё бы чуть-чуть и всё. В итоге, с похотью он не справляется и решает проблему страшным образом. Как бороться и победить соблазн? Вот какой вопрос можно задать себе после прочтения. 

Отец Сергий. Тщеславие. 

Наверное, это моя самая любимая повесть у Толстого. Что-то в ней есть такое умиротворяющее, тихое, приготовляющее к дороге. Повесть показалась мне очень романтичной в своём отношении к религии, к христианству и институту старчества. Не поддерживая и не одобряя, он очень аккуратно об этом пишет. И опять - секс является главным двигателем сюжета. Если б будущая жена Степана, главного героя повести, не была б тайной любовницей Николая I и не призналась бы в этом мужу, он и не пошёл бы в монастырь. Узнав, он отрекается от дворянства, состояния и чина - уходит в монахи. В монастыре, он делает карьеру, через какое-то время у него уже своя отдельная келья. Степан принимает монашеский постриг и становится отцом Сергием. Однажды, с целью совратить его и провести ночь с «хорошеньким» монахом, в келью заявляется, по сути несчастная женщина, Маковкина. Дама вольных нравов, которой все наскучило. Отец Сергий, сильно удивляет её своим поступком - он отрубает себе палец, чтобы не поддаться греху и не переспать с ней, тем самым наставляет её саму на путь праведный. После этого слава его становится всенародной. Сергий становится знаменитым отшельником, старцем. К нему приводят людей за советом и исцелением. Сергий, через какое-то время, вместо благодарности за это богу, начинает сам в себе гордиться, мол, я сам исцеляю. Гордыня и слава мешают его спасению. Он помогает и спасает, но сам при этом тонет в пучине известности - всё меньше времени у него на молитвы. Вместо поста и ограничений, много вкусной еды. О нём заботятся, как о звезде - блюдут его покой, ухаживают за ним и запрещают трудиться. Сергий уже и сам мечтает бросить всё, убежать - так все ему надоело и так сильно он изменился. Он не уходит и всё ждёт подходящего случая. Приводят к нему на исцеление девушку, меланхоличную, слегка не в себе. Именно она и есть тот самый «подходящий случай» - он спит с ней и убегает из монастыря. Бродяжничает и странствует. Чтобы стать лучше впадает во грех? Чтобы найти бога уходит из монастыря? Очень личная для Толстого повесть. Он всю жизнь сторонился последователей своей философии, а перед смертью — сбежал. Параллелей очень много. 

Очень советую почитать все три повести. Лаконично, ёмко, с огромным двойным дном. Каждая повесть примерно на сто страниц, а на размышления о них могут уйти годы.