В рабочей горячке, особенно в звене: подчиненный - начальник мы частенько сталкиваемся с перегибами в требовательности. Как определить, в каком случае требовательность справедливая, а в каком - предвзятая, и как на это реагировать? Ведь неисполнительность законных требований руководства карается, а предвзятость унизительна и нетерпима!
Конечно, в тех предприятиях, где структура и функционал жестко регламентированы, перегибы в требовательности определяются просто - вышел или не вышел начальник за рамки регламентированных требований. Но таких мало - в большинстве случаев у кадровиков предприятий невозможно добиться оформления законным образом своих должностных инструкций, а перегибы в требовательности начальства - обычное дело!
Чтобы их идентифицировать обратите внимание на цели, которые исходят из такой требовательности. Не так сложно отличить реальные, полезные, логичные и справедливые цели от надуманных, никому ненужных и нереалистичных целей, к тому же еще и поданных с соответствующим эмоциональным подтекстом.
В армии в ответ на бесполезные и бестолковые приказы командиров, опытные подчиненные обычно огрызались про себя или в сторону: "Для вас неважно, что мы делаем - важно, чтобы мы мучались!" Хотя в попутных задачах, направленных на то, чтобы занять бездельничающих подчиненных делом, есть хоть какой-то деловой смысл - займи подчинённого делом или он займёт тебя проблемами. Но когда вас на эмоциях отчитывают за то, что к вам не относится по большому счету и требуют то, чего вы не обязаны или не способны сделать в силу отсутствия необходимых для этого материальных, временных, интеллектуальных, климатических, политических и иных условий - это предвзятость: "Иди за тем, не знаю зачем; принеси то, не знаю что!"
Если вам удалось это понять, не вступайте в спор с начальником, или просто придирчивым коллегой, возможно вас именно на него и провоцируют, а согласитесь с ним на время или иным способом освободитесь от него для обдумывания своего дальнейшего поведения и осознания истинных намерений предвзятого коллеги-начальника. В неправедной требовательности всегда ищите личные мотивы. Они всегда одинаковы и стары как мир: зависть, корысть, обида, алчность, и т.п. Подумайте, кому и где вы "перешли дорогу или отдавили хвост", коли стали так неудобны и нетерпимы для вашего начальства.
И ваша работа здесь совсем не при чем. Когда начальник/ коллега придирается к вам из-за нерадивости, это легко поправимо: достаточно лишь начать исправляться - выполнять свою работу не хуже других или даже выйти в передовики. Но если он взъелся на вас из-за того, что вы мешаете ему продвинуть на вашу должность своего любимчика или "глаз положили" на его любовницу, демонстрируете более профессиональное понимание его функций, подталкивая его с тепленького местечка или ему стало известно, как вы нехорошо отзываетесь о нём за глаза с подчинёнными, то пиши пропало - без радикальных действий не обойтись.
Не нужно себя обманывать - при подобных симптомах болезнь сама не рассосётся, а её протекание не будет замедленным и вялым. Действовать нужно быстро, понимая, что любая из предпринятых вами мер может оказаться последней на этом рабочем месте, а более активный сотрудник вас не опередит. Самая эффективная и отчаянная мера - выход на откровенный разговор с "обидчиком" с прямым вопросом: чего он от вас хочет и есть ли какой-либо иной выход из этой ситуации, кроме потери работы или занимаемой должности.
Понимая все риски подобного "прижатия к стенке" своего коллеги или начальника, к такому разговору нужно серьезно готовиться: вооружиться продуманной аргументацией своей позиции, заготовить компромиссные предложения по своей дальнейшей судьбе с уступками, заручиться поддержкой авторитетных людей в компании, а возможно и более серьезным оружием: фактами, опасными для карьеры самого "обидчика" и записывающим устройством - на самый крайний случай.
В серьёзных предприятиях с эффективной системой управления на такой случай предусмотрена Конфликтно-дисциплинарная комиссия (читай о ней здесь). И если у подчинённого хватает духу заявить о предвзятости, как о конфликте со своим непосредственным начальником или коллегой большому боссу, либо в эту комиссию, то у него есть все шансы разрешить данную проблему миром. Всякая предвзятость и несправедливость обычно рассыпается уже на первом этапе рассмотрения данной комиссии, не доходя до последующих, поскольку не имеет под собой производственных причин.
В рабочих конфликтах ведь всё, как в обычных человеческих отношениях - если спор людей замешан на указанных выше вечных человеческих страстях, нужно найти и обезвредить мотивы этих страстей. Какими способами - каждый выбирает для себя сам, исходя из условий и возможностей: кто-то вразумлением или разборками со взаимными уступками, кто-то расставанием на веки, а кто-то и мордобоем со смертоубийством и всеми вытекающими из этого последствиями.
Мне почему-то предпочтительнее первый метод, но он самый сложный, требующий наивысшего сосредоточений эмоциональных, интеллектуальных и организаторских способностей по созданию условий для положительных последствий таких переговоров особенно в условиях, когда расставание на веки для оказавшихся в таком конфликте людей невозможно по ряду причин.
Как обычно у меня на канале юмор в конце:
Если вас заинтересовал этот материал, можно поставить палец вверх и также просто, подписаться на мой канал.
Сергей Русанов.