В Православии – Единой Святой Соборной Апостольской Церкви – существуют свои национальные традиции. Так, в Румынской Православной Церкви при освящении храма все прихожане, включая женщин и мужчин-мирян, могут зайти в алтарную часть храма и приложиться к престолу(!), на котором впоследствии будет совершаться Таинство Евхаристии. Согласно традиции, на протяжении всей недели к престолу после его освящения смогут приложиться все желающие.
Как давно сложилась эта антиканоничная традиция? Все это напоминает модерниские новины 20 века, когда реформации внутренней церковной жизни коснулись многих поместных Церквей, а для обновленцев и реформаторов, как известно, «законы не писаны», потому что они пишут свои. Кто-то скажет на это: «Ах, какие они добренькие!» А другие в сокрушении духа подумают про себя: «Как такое может быть, ведь они же и сами не спасаются и паству губят?»
С одной стороны, есть Правила Соборов, запрещающие вход мирянам в алтарь (44 правило Лаодикийского собора, 69 правило VI Вселенского Собора). Они, вроде как, для всех Церквей актуальны, а не для одной Константинопольской.
Обратимся к Синтагме и посмотрим главу 22 «О том, что женщинам не должно входить в святой алтарь». Читаем: «44-е правило собора Лаодикийского считает неуместным, чтобы для женщин был доступен святой алтарь, хотя прежде было допущено и им. Ибо если мирянам-мужчинам сие запрещено (69-м правилом VI Вселенского Собора), то тем более должно (быть запрещено) женщинам. А не допущены (женщины в святой алтарь), как говорят некоторые, по причинам непроизвольного месячного течения».
Оказывается, точно так же и мужчинам-мирянам запрещено входить в алтарь!
Вот как говорит об этом 69-е Правило Шестого Вселенского собора:«Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входить внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».
Позволительно только царю входить из мирян и потому, что он — помазанник, и только тогда, когда он приносит дар, т.е. царский ритуальный подарок на церковь.
А с другой стороны, традиции у Поместных Православных Церквей могут иногда сильно отличаться друг от друга, главное здесь - не осуждать. Например, на Синае, в монастыре св.Екатерины все женщины паломницы тоже заходят в алтарь (правда, перед входом разуваются). А в Древней Церкви, совершая обряд воцерковления, священники заносили девочек и мальчиков в алтарь ПЕРЕД Таинством Крещения.
Несмотря на неканоничность данной традиции, что-то есть в ней доброе, прихожане заходят в "Святая Святых", чтобы полнее ощутить радость рождения нового храма и единства друг с другом. Праздник длится неделю, после чего все посещения алтаря мирянам запрещаются.
Если понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Мира и Добра!