Найти тему
Психо

Когнитивное вмешательство. Активация учебного потенциала.

Оглавление

Экспериментально контролируемые вмешательства исследуют степень пластичности в интеллектуальном функционировании более непосредственно, чем сравнительные исследования.

Яндекс фото.
Яндекс фото.

Доказательства мощной роли опыта и практики в приобретении, совершенствовании и поддержании когнитивной прагматики неопровержимы.

Здесь обзор фокусируется на когнитивной интервенционной работе с пожилыми людьми, связанной с изучением психометрического интеллекта и смежных задач, которые ближе к зубчато-понятной механике, таких как тесты жидкостного интеллекта.

Основные результаты можно резюмировать по семи пунктам:

  • a) значительная подготовка по практическим тестам среди здорового пожилого населения (например они примерно соответствуют среднему "естественному" продольному падению в возрасте от 50 до 70 лет);
  • b) переход в другое место службы, однако, ограничен аналогичными тестами той же способности; c) результаты, полученные в результате самостоятельной практики, аналогичны результатам, полученным в результате практики наставничества;
  • d) результаты обучения сохраняются в течение длительного периода времени - до нескольких лет; e) факторная структура пространства способностей не претерпевает существенных изменений в процессе обучения;
  • f) по мере старения людей;
  • g) у лиц, подверженных риску развития болезни Альцгеймера или страдающих от других форм патологии мозга. В преклонном возрасте пожилые люди, безусловно, имеют меньше шансов на выигрыш от тренировок.

Эти результаты показывают, что когнитивная пластичность в механике познания сохраняется у здоровых пожилых людей и легко активируется экспресс-манипуляциями.

Тем не менее, общее отсутствие перехода от подготовки кадров к смежным специальностям, способностям или к повседневному функционированию предполагает гипотезу, что улучшение производительности в тестировании жидкостного интеллекта в первую очередь отражает изменения в прагматических компонентах потенциала производительности, а не улучшения в самой когнитивной механике.

Относительная устойчивость интеллектуального функционирования на протяжении всей жизни.

Большая часть данных об относительной стабильности после младенчества, т.е. о стабильности межличностных различий в возрасте, основана на недифференцированных показателях интеллекта (например, IQ-тесты).

Имея в виду эту оговорку, мы вновь строго придерживаемся следующей дискуссии, за исключением вопросов развития младенцев, о недифференцированных (например, IQ-подобных) показателях интеллектуального функционирования.

Прогнозирование детского интеллекта на основе поведения.

В отличие от предыдущих результатов стандартных тестов детского развития, повторный поиск с использованием парадигм привыкания и узнавания-памяти показал значительную степень стабильности в чередующихся визуальных различиях между детским поведением и интеллектом ребенка.

С течением времени индивидуальные различия в показателях привыкания и памяти распознавания у младенцев в возрасте от 2 до 8 месяцев умеренно коррелируют со стандартными тестами интеллекта, такими как Вехслер, Бейли или Бинет, проводимыми в возрасте от 1 до 8 лет (медианная корреляция, r = .45; после этого r = .70; McC).

Таким образом, и изменение, и стабильность индивидуальных различий являются важными аспектами интеллектуального развития на протяжении всей жизни человека с самого начала его становления.

Яндекс фото.
Яндекс фото.

По причинам, которые еще не выяснены, степень корреляции между детскими показателями привыкания (т.е. от 2 до 8 месяцев) и детскими показателями интеллекта (т.е. от 1 до 12 лет) является временной стабильной или даже находится в состоянии складок, а не снижается со временем.

Напротив, относительная стабильность после младенчества достаточно хорошо описывается на основе квазисимплексных предположений. Таким образом, смежные временные точки в онтогенезе, как правило, более тесно связаны между собой, чем более отдаленные временные точки.

Кроме того, коэффициенты стабильности, рассчитанные за одинаковые промежутки времени, показывают значительное увеличение их величины с детства до подросткового возраста и раннего возраста.

Например, Хамфрис и Дэйви (1988 г.) сообщили о постоянном повышении в течение одного года коэффициентов стабильности общего интеллекта, составляющих 0,76 в возрасте. 4 и 5, и 90 калибр для восьми и девяти лет.

В отношении более позднего возраста Герцог и Шайе обнаружили, что семилетний коэффициент стабильности для композита общей способности составлял от 0.89 до 0.96 в образцах со средним возрастом от 25 до 67 лет при первом испытании.

Это чрезвычайно высокие уровни межличностной долгосрочной стабильности.