Экспериментально контролируемые вмешательства исследуют степень пластичности в интеллектуальном функционировании более непосредственно, чем сравнительные исследования.
Доказательства мощной роли опыта и практики в приобретении, совершенствовании и поддержании когнитивной прагматики неопровержимы.
Здесь обзор фокусируется на когнитивной интервенционной работе с пожилыми людьми, связанной с изучением психометрического интеллекта и смежных задач, которые ближе к зубчато-понятной механике, таких как тесты жидкостного интеллекта.
Основные результаты можно резюмировать по семи пунктам:
- a) значительная подготовка по практическим тестам среди здорового пожилого населения (например они примерно соответствуют среднему "естественному" продольному падению в возрасте от 50 до 70 лет);
- b) переход в другое место службы, однако, ограничен аналогичными тестами той же способности; c) результаты, полученные в результате самостоятельной практики, аналогичны результатам, полученным в результате практики наставничества;
- d) результаты обучения сохраняются в течение длительного периода времени - до нескольких лет; e) факторная структура пространства способностей не претерпевает существенных изменений в процессе обучения;
- f) по мере старения людей;
- g) у лиц, подверженных риску развития болезни Альцгеймера или страдающих от других форм патологии мозга. В преклонном возрасте пожилые люди, безусловно, имеют меньше шансов на выигрыш от тренировок.
Эти результаты показывают, что когнитивная пластичность в механике познания сохраняется у здоровых пожилых людей и легко активируется экспресс-манипуляциями.
Тем не менее, общее отсутствие перехода от подготовки кадров к смежным специальностям, способностям или к повседневному функционированию предполагает гипотезу, что улучшение производительности в тестировании жидкостного интеллекта в первую очередь отражает изменения в прагматических компонентах потенциала производительности, а не улучшения в самой когнитивной механике.
Относительная устойчивость интеллектуального функционирования на протяжении всей жизни.
Большая часть данных об относительной стабильности после младенчества, т.е. о стабильности межличностных различий в возрасте, основана на недифференцированных показателях интеллекта (например, IQ-тесты).
Имея в виду эту оговорку, мы вновь строго придерживаемся следующей дискуссии, за исключением вопросов развития младенцев, о недифференцированных (например, IQ-подобных) показателях интеллектуального функционирования.
Прогнозирование детского интеллекта на основе поведения.
В отличие от предыдущих результатов стандартных тестов детского развития, повторный поиск с использованием парадигм привыкания и узнавания-памяти показал значительную степень стабильности в чередующихся визуальных различиях между детским поведением и интеллектом ребенка.
С течением времени индивидуальные различия в показателях привыкания и памяти распознавания у младенцев в возрасте от 2 до 8 месяцев умеренно коррелируют со стандартными тестами интеллекта, такими как Вехслер, Бейли или Бинет, проводимыми в возрасте от 1 до 8 лет (медианная корреляция, r = .45; после этого r = .70; McC).
Таким образом, и изменение, и стабильность индивидуальных различий являются важными аспектами интеллектуального развития на протяжении всей жизни человека с самого начала его становления.
По причинам, которые еще не выяснены, степень корреляции между детскими показателями привыкания (т.е. от 2 до 8 месяцев) и детскими показателями интеллекта (т.е. от 1 до 12 лет) является временной стабильной или даже находится в состоянии складок, а не снижается со временем.
Напротив, относительная стабильность после младенчества достаточно хорошо описывается на основе квазисимплексных предположений. Таким образом, смежные временные точки в онтогенезе, как правило, более тесно связаны между собой, чем более отдаленные временные точки.
Кроме того, коэффициенты стабильности, рассчитанные за одинаковые промежутки времени, показывают значительное увеличение их величины с детства до подросткового возраста и раннего возраста.
Например, Хамфрис и Дэйви (1988 г.) сообщили о постоянном повышении в течение одного года коэффициентов стабильности общего интеллекта, составляющих 0,76 в возрасте. 4 и 5, и 90 калибр для восьми и девяти лет.
В отношении более позднего возраста Герцог и Шайе обнаружили, что семилетний коэффициент стабильности для композита общей способности составлял от 0.89 до 0.96 в образцах со средним возрастом от 25 до 67 лет при первом испытании.