Найти тему

Слепые зоны родительской заботы

Фото с Shutterstock
Фото с Shutterstock

Все дети должны быть одарены любовью, заботой и пониманием. 

При благоприятном психологическом климате дети проявляют свои уникальные предпочтения достаточно быстро. К 3-4 годам понятен круг интересов. 

Неблагоприятный психологический климат всю энергию ребёнка направит на привлечение внимания взрослых. К сожалению, ребёнку неважно, будете Вы с ним играть или он вынудить Вас бегать за ним с ремнём. Главное - его значимый взрослый обратил внимание. 

Статья опубликована на сайте: https://www.help-spb.com/

Но есть сумеречная зона родительской заботы и внимания. Вроде как полный комплект лучших родительских опций и при этом либо дети, склонные к истериками, либо дети со СДВИГ, а зачастую всё вместе. 

Как? Откуда? Почему? 

Ведь и книжки, и правильное питание, и отсутствие гаджетов, и прогулки со сном по расписанию. А у ребёнка под глазами синева и как бы улыбка, а на самом деле мимикрия, оскал оборонительной агрессии маскирующийся под улыбку, и всё время оглядка на своего взрослого "я правильно всё делаю?", а также может наблюдаться регресс, как в поведении, так и в интеллектуальном развитии.

На сложные вопросы ответы не простые, а глубокие. Режим это прекрасно. Самый важный режим - это создание тишины. Не во время сна. А во время бодрствования. Очень часто в семьях не обращают внимания на постоянный фон, которым окружён ребёнок, особенно, когда его деятельность требует сосредоточения. И сейчас я говорю о дублирующем шуме. Простой пример: папа читает ребёнку книжку, а вот это время мама в той же громкости разговаривает по телефону. В ребёнка льётся два потока информации. Вместо того, чтобы рассматривать картинки, он смотрит на маму, пытаясь уложить и сказку, и мамин разговор в один информационный поток. 

При постоянном фоновом шуме происходит ещё формирование тревожности. Тишина начинает восприниматься как нечто неправильное, пугающие, сразу начинается поиск своего взрослого и привлечения его внимания. Соответственно ребёнок плохо воспринимает ситуацию одиночества, самостоятельного выбора при принятии решения. Можно сравнить с игрой в жмурки: закрыты глаза или открыты, всё время должен звенеть колокольчик голоса значимого взрослого. Если колокольчик не звенит - чувство тревоги, которое может перерасти в страх, страх в панику, паника в истерику.

Тут не до одарённости. Быть бы живу...

Бывает, что трудно смириться с предпочтениями ребёнка. А где предпочтения, там и одарённость. Т.к. окружающий мир меняется, и некоторые границы, особенно гендерные стираются, то круг интересов ребёнка может быть крайне широк, а взгляд родителей на этот круг обычно колеблется от скепсиса до запрета. И если увлечение ребёнка открыто осуждается, то оно может или пропасть, или перейти в "нелегальный" режим существования. Когда мы говорим о технологиях, есть соблазн всё запретить и завести песню "про раньше", а есть возможность регламента, т.е. регулирования времени и количества техники, при условии взаимоуважения. Когда мы говорим о творчестве и самовыражение, то здесь только родительское терпение способно творить чудеса. Как говорил Чеширский Кот: "Понимать меня не обязательно. Главное любить и кормить во время".

Одарённость - это предтеча таланта. Может развиться, может перескочить на другую область. Одарён каждый. И дар этот хрупок, непостоянен, и развивается в талант только при внимании, содействии и уважении значимых взрослых. Талант - уже амбиции, труд и дисциплинированность.