История Grateful Dead начинается с их бессменного лидера и вдохновителя Джерри Гарсиа, родившегося 1 августа 1942 года в Сан-Франциско. Его отец был джазовым музыкантов и вместе со своим биг-бэндом выступал в собственном баре. «Я помню, как он играл мне перед сном» - вспоминал много лет спустя Гарсиа. Но однажды Джо Гарсиа отправился на рыбалку и утонул...После смерти отца она была вынуждена держать его бар, параллельно работая медсестрой.
Поэтому Джерри рос среди выпивающих моряков, целыми днями слушая их байки и впитывая авантюрный дух, который он затем вдохнет в творческий путь группы Grateful Dead.
Мать второй раз вышла замуж и семья переехала в Мэндо Парк, где у Гарсии были крупные неприятности в школе, откуда его благополучно исключили. Джерри вернулся обратно в Сан Франциско, где затусовался с разными прощелыгами и выпивохами. Он вдохновился музыкой Чака Берри и, когда ему было 15, уговорил родную мать купить ему старенькую гитару в ломбарде. Слишком гордый, чтобы брать у кого-то уроки игры на инструменте, Гарсиа занялся самообучением, измываясь над гитарой по 10 часов в день.
Жадный до новых впечатлений, он «по приколу» записался в ряды американской армии, откуда его так же выгнали спустя 9 месяцев. В то время Гарсиа жил в припаркованной на пустой стоянке машине, тусуясь с Робертом Хантером, будущим автором текстов для песен Grateful Dead.
Они вместе ходили на лекции в колледж, и Гарсиа уже вполне мог зарабатывать себе на хлеб, давая частные уроки. Но учеба казалось ему слишком скучной и однообразной, и Гарсиа увлекся поэзией.
«Моя жизнь была бы просто жалкой, не будь тех "порций" Томаса Элиота и Дилана Томаса, я вообще по могу себя представить свою жизнь без этого» – говорил Гарсиа. Вскоре он начал играть в кафешках, ставшей впоследствии легендарной Bay Area Сан-Франциско.
В этих прокуренных танцевальных зальчиках Джерри познакомился с парнями из пригорода, которых звали Боб Вейр и Рон МакКернан. Рон фанател от блюза, что совсем не удивительно, поскольку его отец был ритм-энд-блюзовым диск-жокеем. Рон жил в ночном клубе Chateau в студенческом городке Пало-Альто, где и свел знакомство с Гарсиа в 1962 году. Гарсиа устроился работать в музыкальный магазинчик и вскоре подружился с еще одним будущим Dead'ом — Биллом Кройцманном.
Первые бэнды
Столько пассионарных личностей в одном кругу просто не могли не объединяться в бэнды. Ребята образовывали несколько проектов, но прямым «предком» Grateful Dead можно считать следующий ансамбль Гарсиа и его друзей – Mother McCree's Uptown Jug Champions (1964-1965), в котором играли Гарсиа, Рон МакКернан, Боб Вейр и Джон Доусон.
Однако jug-бэнды на Западном побережье не были никому особо интересны, и по настоянию Рона, группа сменила название на The Warlocks. За барабаны посадили Билла Кройцманна, а басистом стал старый друг Гарсиа Фил Леш.
Фил был интересной личностью. Он учился в оклендском Mills College по классам скрипки, трубы и композиции. Он вел радиошоу. И он был знаком с Кеном Кизи, знаменитым писателем и «вождем» Merry Pranksters, которые больше походили на фантастическую компанию клоунов и сумасшедших волшебников, чем на «обычных» хиппи.
Леш никогда раньше не держал в руках бас-гитары, но Гарсиа так хотелось заполучить Фила в свою группу, что этот факт уже не имел никакого значения. В любом случае, Фил был таким одаренным музыкантом, что освоил новый инструмент всего за пару педель.
Изначально The Warlocks играли чуть «приблюзованный» рок-н-ролл, но постепенно, под действием расширяющего сознание LSD, их музыка начала принимать менее традиционные формы.
«Психоделики открыли мне целую вселенную, сотни и тысячи новых миров» - говорил Гарсиа спустя годы. Кроме того, группа присоединилась к Merry Pranksters, которые жили в подобии лагеря во владении Кена Кизи La Honda, и стала выступать на так называемых «acid freaks».
Под влиянием всех этих чудачеств, бесконечных хэппенингов и прочей вакханалии, музыка Warlocs превратилась в переливающийся всеми цветами радуги и оттенками музыкальный гобелен. К тому же друг Кена Кизи, знаменитый химик-кислотник и электронный чародей Стэнли Оусли, решил стать их менеджером, и не только снабжал всех «колдунов» и их друзей самой свежей кислотой, но и соорудил группе невиданную до тех пор по сложности и продуманности разработки концертную аппаратуру.
Концерты Колдунов превратились в такую мощную эмоциональную встряску, забыть которую даже при всем желании было чрезвычайно трудно.
Grateful Dead
Наконец, в 1965 году ребята берут себе название Grateful Dead. Сам Гарсиа объяснял его суть так: мол, они с ребятами крайне открытые ко всему новому и неизведанному личности и любят "умирать", закидываясь травкой и кислотой, растворяя свое "Я" в интоксикации. И находясь в этом состоянии, они благодарны мирозданию за испытываемые ощущения. Такая дань эскапизму, очень популярному в те годы, и название действительно хорошо описывает то, что чувствовали слушатели на концертах группы.
Аппаратура Стэнли Оусли никогда не звучала совершенно, но благодаря ей фантазии музыкантов могли реально воплощаться - на сцене создавалась атмосфера фантастических фильмов, фильмов ужасов, готики. Светились флюоресцентные краски, все сверкало и переливалось, зрители просто сходили с ума, сами превращаясь в "благодарных мертвецов", имея шанс достигать транса без принятия веществ.
Dead выходили в разряд самых ярких психоделических групп. Где надрывный, как бы потусторонний вокал, втягивающие в себя душу слушателей мелодии и миражирующие партии соло-гитары в сочетании с танцем стробоскопов оказывали потрясающий эффект на юных хиппи.
В январе 67-го в Golden Gate Park в Сан-Франциско состоялся первый из вошедших в легенду огромный фестиваль ЛСД и музыки - HUMAN BE-IN. Все вдруг увидели, что хиппи - это не просто длинноволосые бездельники, а целая новая «нация», а за их индийскими побрякушками, разноцветными кафтанами и палочками благовоний скрывается потрясающая смесь самых противоречивых культур - от мистики, астрологии и дзен-буддизма до революционной политики.
Рок больше не был просто подростковой музыкой, он стал голосом целого поколения. Приближалось Лето Любви. Часть 2.