Найти тему
Понимай кино

Декорации для этих фильмов чуть не разорили киностудии, но оно того стоило

Кинематограф с момента своего создания тяготел к зрелищности и масштабности. Искусство вышло за рамки театральной сцены и стремилось к более реалистичному изображению жизни. Режиссеры прибегали к различным способам воссоздания реальной жизни, самый впечатляющий и дорогой из них – создание декораций в натуральную величину.

Уже в 1919 году знаменитый режиссера Э. фон Штрогейм для своего фильма отстроил копию центральной площади Монте-Карло лишь для того, чтобы в течение нескольких кадров уничтожить многомиллионные декорации в огне пожара.

Даже появление компьютерной графики не изменило отношения режиссеров к натуральным декорациям. Продюсеры киностудий нередко были в ужасе от того, какими дорогими оказывались фильмы, и пытались урезать бюджет. Но режиссеры оставались непреклонны и студии были вынуждены тратить миллионы долларов на создание картин. К счастью, благодаря этому сегодня мы можем наслаждаться самыми прекрасными фильмами.

Фильм: «Бен Гур, 1959г. Реж. У. Уайлер

Декорация: гладиаторская арена

Бюджет фильма: 15млн$

Сборы: 164млн$

Создатели фильма уделили внимание не только масштабности конструкций, но и тщательно проработали каждую деталь. Белый песок для арены нашелся в Мексике, а особый вид дерева доставили из Канады.
Создатели фильма уделили внимание не только масштабности конструкций, но и тщательно проработали каждую деталь. Белый песок для арены нашелся в Мексике, а особый вид дерева доставили из Канады.

Легендарный фильм вошел в историю как один из самых титулованных: на его счету 11 статуэток «Оскар» и 4 премии «Золотой Глобус». Картина шла в прокате с небывалым успехом, это был, пожалуй, самый зрелищный фильм тех времен.

Подготовка к съемкам заняла около двух лет, больше года ушло на возведение декораций для центральной сцены фильма – гонок на колесницах. Арена занимала 7 гектаров, студией было нанято более тысячи строителей, а стоимость строительства составила более 10 млн$ - астрономическая сумма по тем временам. Итоговая продолжительность сцены в фильме составила всего 10 минут, но это был невероятный экшн, подобного которому никогда ранее не видели зрители.

Фильм: «Властелин Колец», 2001г. Реж. Питер Джексон

Декорация: Средиземье

Бюджет фильма: 281млн$

Сборы: 2,91млрд$

Питер Джексон и его команда проработали буквально каждую деталь фильма: для съемок создали 19 тысяч предметов одежды, оригинальные образцы оружия, десятки тысяч латексных накладок для создания уникального грима и т.д.
Питер Джексон и его команда проработали буквально каждую деталь фильма: для съемок создали 19 тысяч предметов одежды, оригинальные образцы оружия, десятки тысяч латексных накладок для создания уникального грима и т.д.

Съемки легендарной трилогии проходили на родине Питера Джексона - в Новой Зеландии. В течение 440 дней 7 групп кинооператоров снимали различные локации этого прекрасного места. Несмотря на использование в фильме компьютерных технологий, сэкономить на декорациях не удалось. А все потому, что Питер Джексон стремился свести к минимуму визуальные эффекты, предпочитая использовать макеты. Всего для картины изготовили 58 уменьшенных копий различных объектов. При создании миниатюр тщательно прорабатывалась каждая деталь, для их изготовления было привлечено большое количество специалистов.

Слово "миниатюра" не совсем подходит для описания созданных для съемок конструкций. Половина из них не помещалась в павильонах. Сами участники группы называли их не "miniatures", а "bigatures".
Слово "миниатюра" не совсем подходит для описания созданных для съемок конструкций. Половина из них не помещалась в павильонах. Сами участники группы называли их не "miniatures", а "bigatures".

Самой сложной была миниатюра Лотлориэна. Одной из ее частей были восемь 8-метровых полистироловых деревьев диаметром по 1,5 метра. На деревьях разместили архитектурные постройки чтобы подчеркнуть утонченность и одухотворенность культуры эльфов.

Для участия в проекте были приглашены знаменитые иллюстраторы Толкина Алан Ли и Джон Хау. На основе их набросков воссоздавались архитектурные виды Средиземья.
Для участия в проекте были приглашены знаменитые иллюстраторы Толкина Алан Ли и Джон Хау. На основе их набросков воссоздавались архитектурные виды Средиземья.

Кроме того, для создания фильма отстроили целую деревушку, в фильме она превратилась в дом Хоббитов – Шир. В строительстве были задействованы даже соддаты Новой Зеландии, они строили дорогу, ведущую к деревне. Режиссер сделал все возможное для того, чтобы сохранить природу этих мест в первозданном виде. Так, большое дерево, которое в фильмах стало Деревом собраний Бэг Энда, аккуратно выкопали и пересадили. Трудно представить, насколько трудоемким и дорогостоящим был этот процесс.

На создание Шира ушло 8 месяцев. Сегодня фермеры, которым принадлежат эти земли, не только смогли сохранить невредимым этот объект, но и сделали его доступным для туристов.
На создание Шира ушло 8 месяцев. Сегодня фермеры, которым принадлежат эти земли, не только смогли сохранить невредимым этот объект, но и сделали его доступным для туристов.

Фильм: «Титаник», 1997г. Реж. Дж. Камерон

Декорация: копия «Титаника» и огромные бассейны для съмки

Бюджет фильма: 200млн$

Сборы: 2,19млрд$

Дж. Камерон: "После того, как я увидел обломки настоящего Титаника, мне стало ясно, что я не имею права ни в чем схалтурить <...> мы спустили на воду венок, на котором написали: "Памяти пассажиров и экипажа Титаника". Наш фильм - кинематографический венок этим людям".
Дж. Камерон: "После того, как я увидел обломки настоящего Титаника, мне стало ясно, что я не имею права ни в чем схалтурить <...> мы спустили на воду венок, на котором написали: "Памяти пассажиров и экипажа Титаника". Наш фильм - кинематографический венок этим людям".

Для съемок фильма была отстроена точная копия затонувшего корабля. Новый «Титаник» был огромен: его длина составляла 200 метров, всего на 30 метров короче своего прототипа. Создателей фильма ждали трудности не только по воссозданию корабля, но и по его транспортировке и сборке. «Титаник» был безупречен, лишь несколько частей так и не были построены в целях экономии (хотя, какая уж там экономия) – левый борт и нос, все это впоследствии дорисовывали на компьютере.

Строительство копии легендарного корабля. Всего о трагедии снято около десятка фильмов, но таких масштабов съемок кинематограф ранее не видел.
Строительство копии легендарного корабля. Всего о трагедии снято около десятка фильмов, но таких масштабов съемок кинематограф ранее не видел.

Для съемок самого трагического момента корабль частично разобрали. Перед режиссером и всей съемочной группой стояла трудная задача – сцену крушения требовалось снять с первого дубля, так как после затопления декорация полностью разрушалась.

Съемки в воде были организованны в бассейнах. Вода была холодной, после этого всем участникам приходилось подолгу отогреваться.
Съемки в воде были организованны в бассейнах. Вода была холодной, после этого всем участникам приходилось подолгу отогреваться.

Все сцены в воде снимались в специально изготовленных бассейнах. Один был установлен вблизи Калифорнийского побережья – там снимали сцены крушения. Для съемок тонущих людей был подготовлен отдельный бассейн вместимостью 1,5млн литров воды.

"Гибель" Титаника
"Гибель" Титаника

А вот руины Титаника обошлись уже значительно дешевле. Для фильма был изготовлен макет в масштабе 1/33 со всеми мельчайшими подробностями, а съемку производили с помощью видеокамер, встроенных в небольшие субмарины.

Модель останков Титаника. Благодаря особому устройству камер удалось получить потрясающие реалистичные кадры.
Модель останков Титаника. Благодаря особому устройству камер удалось получить потрясающие реалистичные кадры.

Для съемок «Титаника» использовался зеленый экран – хромакей – это позволило сократить затраты на производство фильма и снять невероятные по красоте кадры.

Самая знаменитая сцена была снята с помощью компьютерной графики, поскольку нос у модели Титаника отсутствовал.
Самая знаменитая сцена была снята с помощью компьютерной графики, поскольку нос у модели Титаника отсутствовал.

Большую статью затрат составил реквизит, который подбирался с особой тщательностью. Все соответствовало оригиналу – столовые приборы, графины и бокалы, рисунки на салфетках, дверные ручки, и даже ковер на полу столовой не просто полностью соответствовал ковру на настоящем корабле – он был изготовлен той самой компанией, которая 80 лет назад изготовила его для настоящего «Титаника».

Фильм: «Клеопатра», 1963г. Реж. Дж. Манкевич

Декорации: Храмы, площади, порты и другие копии зданий древнего Египта

Бюджет фильма: 44млн$

Сборы: 38млн$

Костюмы, изготовленные для фильма потрясали количеством блеска золота и драгоценных камней.
Костюмы, изготовленные для фильма потрясали количеством блеска золота и драгоценных камней.

Не всегда использование таких масштабных и дорогих декораций было оправдано. Одним из ярких примеров нерационального использования съемочного бюджета стал фильм «Клеопатра» 1963г. Для съемок были построены Александрийский храм и Римский Форум, а на побережье Средиземного моря был возведен большой порт древнего Египта. В двадцатиминутной сцене приезда Клеопатры в Рим зрителя впечатляет воссозданная художниками громадная площадь, вмещающая 6000 человек массовки. Такая расточительность и плохая организация съемок чуть не разорили студию 20th Century Fox. Сам фильм окупился лишь через 4 года после выхода на экраны.

Создатели фильма не могли предположить, что столь красочный и реалистичный фильм не вызовет особого успеха у зрителей.
Создатели фильма не могли предположить, что столь красочный и реалистичный фильм не вызовет особого успеха у зрителей.