Кинематограф с момента своего создания тяготел к зрелищности и масштабности. Искусство вышло за рамки театральной сцены и стремилось к более реалистичному изображению жизни. Режиссеры прибегали к различным способам воссоздания реальной жизни, самый впечатляющий и дорогой из них – создание декораций в натуральную величину.
Уже в 1919 году знаменитый режиссера Э. фон Штрогейм для своего фильма отстроил копию центральной площади Монте-Карло лишь для того, чтобы в течение нескольких кадров уничтожить многомиллионные декорации в огне пожара.
Даже появление компьютерной графики не изменило отношения режиссеров к натуральным декорациям. Продюсеры киностудий нередко были в ужасе от того, какими дорогими оказывались фильмы, и пытались урезать бюджет. Но режиссеры оставались непреклонны и студии были вынуждены тратить миллионы долларов на создание картин. К счастью, благодаря этому сегодня мы можем наслаждаться самыми прекрасными фильмами.
Фильм: «Бен Гур, 1959г. Реж. У. Уайлер
Декорация: гладиаторская арена
Бюджет фильма: 15млн$
Сборы: 164млн$
Легендарный фильм вошел в историю как один из самых титулованных: на его счету 11 статуэток «Оскар» и 4 премии «Золотой Глобус». Картина шла в прокате с небывалым успехом, это был, пожалуй, самый зрелищный фильм тех времен.
Подготовка к съемкам заняла около двух лет, больше года ушло на возведение декораций для центральной сцены фильма – гонок на колесницах. Арена занимала 7 гектаров, студией было нанято более тысячи строителей, а стоимость строительства составила более 10 млн$ - астрономическая сумма по тем временам. Итоговая продолжительность сцены в фильме составила всего 10 минут, но это был невероятный экшн, подобного которому никогда ранее не видели зрители.
Фильм: «Властелин Колец», 2001г. Реж. Питер Джексон
Декорация: Средиземье
Бюджет фильма: 281млн$
Сборы: 2,91млрд$
Съемки легендарной трилогии проходили на родине Питера Джексона - в Новой Зеландии. В течение 440 дней 7 групп кинооператоров снимали различные локации этого прекрасного места. Несмотря на использование в фильме компьютерных технологий, сэкономить на декорациях не удалось. А все потому, что Питер Джексон стремился свести к минимуму визуальные эффекты, предпочитая использовать макеты. Всего для картины изготовили 58 уменьшенных копий различных объектов. При создании миниатюр тщательно прорабатывалась каждая деталь, для их изготовления было привлечено большое количество специалистов.
Самой сложной была миниатюра Лотлориэна. Одной из ее частей были восемь 8-метровых полистироловых деревьев диаметром по 1,5 метра. На деревьях разместили архитектурные постройки чтобы подчеркнуть утонченность и одухотворенность культуры эльфов.
Кроме того, для создания фильма отстроили целую деревушку, в фильме она превратилась в дом Хоббитов – Шир. В строительстве были задействованы даже соддаты Новой Зеландии, они строили дорогу, ведущую к деревне. Режиссер сделал все возможное для того, чтобы сохранить природу этих мест в первозданном виде. Так, большое дерево, которое в фильмах стало Деревом собраний Бэг Энда, аккуратно выкопали и пересадили. Трудно представить, насколько трудоемким и дорогостоящим был этот процесс.
Фильм: «Титаник», 1997г. Реж. Дж. Камерон
Декорация: копия «Титаника» и огромные бассейны для съмки
Бюджет фильма: 200млн$
Сборы: 2,19млрд$
Для съемок фильма была отстроена точная копия затонувшего корабля. Новый «Титаник» был огромен: его длина составляла 200 метров, всего на 30 метров короче своего прототипа. Создателей фильма ждали трудности не только по воссозданию корабля, но и по его транспортировке и сборке. «Титаник» был безупречен, лишь несколько частей так и не были построены в целях экономии (хотя, какая уж там экономия) – левый борт и нос, все это впоследствии дорисовывали на компьютере.
Для съемок самого трагического момента корабль частично разобрали. Перед режиссером и всей съемочной группой стояла трудная задача – сцену крушения требовалось снять с первого дубля, так как после затопления декорация полностью разрушалась.
Все сцены в воде снимались в специально изготовленных бассейнах. Один был установлен вблизи Калифорнийского побережья – там снимали сцены крушения. Для съемок тонущих людей был подготовлен отдельный бассейн вместимостью 1,5млн литров воды.
А вот руины Титаника обошлись уже значительно дешевле. Для фильма был изготовлен макет в масштабе 1/33 со всеми мельчайшими подробностями, а съемку производили с помощью видеокамер, встроенных в небольшие субмарины.
Для съемок «Титаника» использовался зеленый экран – хромакей – это позволило сократить затраты на производство фильма и снять невероятные по красоте кадры.
Большую статью затрат составил реквизит, который подбирался с особой тщательностью. Все соответствовало оригиналу – столовые приборы, графины и бокалы, рисунки на салфетках, дверные ручки, и даже ковер на полу столовой не просто полностью соответствовал ковру на настоящем корабле – он был изготовлен той самой компанией, которая 80 лет назад изготовила его для настоящего «Титаника».
Фильм: «Клеопатра», 1963г. Реж. Дж. Манкевич
Декорации: Храмы, площади, порты и другие копии зданий древнего Египта
Бюджет фильма: 44млн$
Сборы: 38млн$
Не всегда использование таких масштабных и дорогих декораций было оправдано. Одним из ярких примеров нерационального использования съемочного бюджета стал фильм «Клеопатра» 1963г. Для съемок были построены Александрийский храм и Римский Форум, а на побережье Средиземного моря был возведен большой порт древнего Египта. В двадцатиминутной сцене приезда Клеопатры в Рим зрителя впечатляет воссозданная художниками громадная площадь, вмещающая 6000 человек массовки. Такая расточительность и плохая организация съемок чуть не разорили студию 20th Century Fox. Сам фильм окупился лишь через 4 года после выхода на экраны.