Начну с того, что первая бутылка пива Tsingtao или Qingdao в Китае, которую я купил в Чунцине в 2002 г. за 4 юаня и такая же бутылка за 5 юаней, которую могу купить через пять минут, подорожала в итоге на 25 процентов за 17 лет.
Но это впечатляющее заявление обманчиво. Почти все остальные товары в Китае подорожали значительно, причем дорожали в основном плавно, на несколько процентов в год, а иногда резко на проценты в неделю, как в случае с жильем или со свининой. Простая лапша с простыми овощами в 2002 г. стоила 2-2,5 юаня, сейчас в крупном городе надо выложить уже 5-6, это и есть реальный рост цен. Были всплески подорожаний цен на разные сорта мяса, как в данный момент на свинину с 25 до 35 юаней за полкило. Дорожали резко на проценты в неделю рис, овощи, сигареты, вина, иностранные товары и т.д. В связи с торговой войной между Китаем и США, начало дорожать почти все вслед за свининой, подорожание которой связано со свиным гриппом.
Начнем с повседневных продуктов – напичканный свининой шаансийский гамбургер (провинция Шаанси, это где терракотовые воины в Сиане, а не Шанси, которая возле Пекина), или как мы его здесь называем, шанхайский барс, еще весной стоил 4 юаня, и вот в конце октября уже взлетел на 7 юаней. Ценники в едальнях постепенно начали увеличиваться - с 15-ти до 17 юаней за горшочек с курятиной (подорожание свинины явно ни при чем), с 23 до 25 за горшочек со свиными ребрышками (ну это еще как-то объяснимо). Начали дорожать неалкогольные напитки, на которые цена не менялась больше десяти лет: ассамский молочный чай с 10 до 11, напиток на основе сока помело, с 3,5 до 4-х, упаковка хлеба с 3 до 4 юаней. В общем, дело пошло к соцнестабильности в Поднебесной. Конечно, это еще первые шаги. Такой минимальный рост цен властям, наверно, удастся сдержать. Труднее сдержать рост протестов в Гонконге и по всему миру, чтобы он не перекинулся в основной Китай, но информационные блокадные методы пока работают. Студенты – традиционно главная протестная сила в Китае - пока даже не знают о сражениях в университетах Гонконга, не ведают о том, по всему миру восстают обедневшие в течение поколения бывшие среднеклассики из-за 3-х процентной наценки на поездку в метро или на бензин. Здесь пока еще гордятся рекордными покупками в 38 с лишним миллиардов долларов на день холостяка 11 ноября.